Свершилось! Наташа сдала алгебру (устно) на "пять"! Это кульминационный момент ее обучения в школе - обязательное среднее образование получено! Экзамены сданы досрочно в связи с предстоящей поездкой в Филадельфию, аттестат и почетная грамота за 9 кл найдут свою героиню позже, когда мы уже вернемся. Наташа- первый и пока единственный в пятисоттысячной Туле ребенок с такой степенью тяжести церебрального паралича, получивший обязательное среднее общее образование. На всю огромную Россию таких детей несколько, но слава Богу, они есть!
Хочется до земли поклониться каждому учителю, работавшему с Наташей. Пол - это естественная среда обитания для Наташи, на нем и занимались, все 9 лет. Надо отдать должное, каждый из учителей смог увидеть в немощном худеньком тельце просто ребенка, смог принять и понять, и найти приемлемую в данной ситуации форму работы, смог разглядеть неограниченные способности при столь ограниченных возможностях. Хочется вспомнить добрым словом директора школы Елену Александровну Рабинович, сумевшей отстоять право Наташи на получение образования, сумевшей достойно ответить присланной из роно проверке. На вопрос видела ли она ребенка, Елена Александровна ответила, что ей не надо на него смотреть, ей надо его учить, и если учителя справятся, Наташа будет учиться. Елены Александровны больше нет с нами.... Светлая ей память...
Она ушла, но оставила после себя замечательный коллектив молодых учителей, вчерашних выпускников этой же самой школы N34 г. Тулы. Они справились. Американские специалисты пытались убедить нас с Наташей оставить школу, потому что будет трудно совмещать занятия по их программе интенсивной терапии и обучение. Наташа была непреклонна: "Я не могу жить без своей школы. Вы не знаете, КАКИЕ у меня учителя. У меня ЛУЧШИЕ В МИРЕ учителя". И это действительно так.
Когда еще в начальной школе стало понятно, какой это удивительный, замечательный ребенок, мне хотелось снять на камеру каждое занятие, рассказать об этом чуде и скептикам, и родителям особых детей. Однако сохранилось всего несколько видеозаписей. Мне было как то неудобно в рабочую обстановку урока внедрять глаз камеры. Наташка удивляла и радовала, но мы просто учились дальше, не афишируя происходящего на уроках. На уроках Наташа активно работала, задавала вопросы, отвечала на вопросы учителей. На уроках литературы от ее рассуждений мне часто хотелось плакать. Например, "Мцыри" Лермонтова - аналогия между запертым в монастыре подростком и самой Наташей, запертой в собственном теле... Да много чего было за эти годы трогательного и смешного, удивительного и прекрасного. Спасибо Вам, дорогие наши учителя! Мы вас никогда не забудем!
О бедном гусаре замолвите слово(с)... К обучению в обычной средней школе я готовила Наташу сама. Для этого мне пришлось создать целую коррекционную программу, которая в последствие получила грант российского государственного научного фонда, принесла мне популярность в особых кругах. Я разработала не только систему общения неговорящего ребенка с миром, но и пособия на которых ребенок мог проучиться в общеобразовательной школе 9 лет. Наташин аттестат - это наш ответ всем скептикам, не признающим такой способ обучения и пытающимся непременно выжать устную речь, а если не получается, то безжалостно списать человека, как брак! Я не стала спорить, я, нет, МЫ это сделали!
В 10 и 11 класс пока не пойдем. Потому что за все 16,5 лет никогда еще не было такого прогресса в физическом плане! Это наша передовая на настоящий момент! Победим - сдадим экзамены экстерном в нашей же родной школе, она на этом как раз специализируется. А знаешь, все еще будет!
(с)