О ПРИЧИНАХ ДЕЙСТВИЙ… (7)

Nov 29, 2022 10:28

«Бойтесь данайцев, дары приносящих…» Гомер.

Надеюсь вы не забыли с чего всё началось - с саркастического напоминания слов лорда Маколея: «Каждый школьник знает, кто взял в плен Монтесуму, и кто задушил Атагуальпу». С этого многовекового колониального основания Грегори Бейтсон и начал развитие новой мотивации на «свой успех» с помощью чужой «победы».
Теперь постарайтесь держать себя в руках - виртуозов мотивации станет больше, ведь ещё не конец человечества…
О причинах действий - валеология та ещё штука
Представьте, что вам прямо сейчас предлагают пройти курс по скалолазанию или игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею с энтузиазмом, ведь возникает логичный вопрос: “а зачем мне это?”. Вот и у учеников точно также - мотивации у них нет. Это логика, кроме скалолазания и игры на скрипки… генерализуется у англоязычных «учёных» на ВСЁ и ВЕЗДЕ.

Эдвард Л. Деси (1942 г., гражданин США) - профессор, писатель, психолог, хорошо известен своими теориями внутренней и внешней мотивации и основных психологических потребностей человека. Вместе с Ричардом Райаном, он является соучредителем (это не финансово-ли экономический критерий?) «Теория самоопределения» (SDT) - влиятельная современная теория мотивации. «SDT» зарегистрированный бренд, как и «Синергия», приносящие его основателям прибыль.
Теория самоопределения (SDT) уже применяется для прогнозирования поведения и информирования об изменении поведения во многих контекстах, включая: образование, здравоохранение, рабочие организации, воспитание детей и спорт (а также многие другие) - то есть ВСЁ и ВЕЗДЕ.
Внутренняя мотивация определяется Деси и Райаном (Deci, Ryan, 1985, с. 43) всё таки аккуратно - «как врождённая характеристика человека, основанная на применении своих интересов и упражнении своих способностей, включающая в себя стремление к поиску и преодолению задач оптимального уровня сложности». Полагаю, что Абрам Ильич перевёл бы ближе к нормальному русскому, но смысл пока не ускользает…
Продолжу: «Основное внимание в теории уделяется изучению влияния на внутреннюю мотивацию таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия». Полагаю, что без контролёра-методиста «от Деси и Райана» никакого «научного» подхода к образованию не получается…
- Ну, вы сейчас расскажите почему…
- Потому, что образование «по лорду Маколею» не велит.
«Деси и Райан» увеяют, что ВСЕ люди и ВЕЗДЕ имеют: а) в первую очередь главную «потребность в самодетерминации (потребность в автономии), это синонимичные понятия, это означает, что человек стремится к тому, чтобы самому инциировать и контролировать своё поведение. Самодетерминация в контексте данного подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я». Ну, теперь для ощущения свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности можем наградить личность «гей-парадом на 5-й авеню».
Затем включается следующая «потребность в компетентности - б) потребность ощущать свою само-эффективность; человек действует и он понимает, что он правильно действует». Тут просто, если контролёр-методист в форме полиции рядом, то личность, ощущая свою само-эффективность, действует и понимает, что правильно действует до тех пор, пока полиция личность не трогает. Полный порядок!
Наконец третья, последняя (а больше уже не нужно): в) «потребность в связях с другими - потребность к установлению и поддержанию отношений с окружающими людьми». Это про клубы «по интересам» только для совершеннолетних (поищите Latitude), а для несовершеннолетних - информационные встречи.
- И что не так?
- Только то, что один шаг авторы теории вынуждены сделать назад - к натуральному человеку. И только после трёх шагов манипуляционного вранья, теория признаёт, что, по мнению авторов, лишь иногда у сильных личностей встречается: «Внутренняя мотивация - это когда деятельность приносит удовольствие, когда человек переживает радость от реализации данного мотива в этой деятельности, когда он стремится (Что скажет лорд Маколей?) к поиску новых и трудных задач, к расширению своих возможностей и познания. Это такая аутентичная мотивация (О-ля-ля… Вы не знаете французского, сожалею), она самостоятельно принята или самостоятельно создана (Теоретики не боятся лорда…). Здесь очень важной характеристикой внутренней мотивации является удовольствие от деятельности (Любой ли? Слишком, полагаю, примитивно). «Мелко Хоботов?» © «Покровские ворота» (1982).
Далее уже за деньги для слабых личностей: «Внешняя мотивация -когда на человека уже оказывается какое-то давление и удовольствия такая деятельность не приносит. Она осуществляется ради чего-то другого - ради достижения определённых целей, но не ради неё самой. Внешняя мотивация - поощрение/наказание, принуждение/внешнее давление». Логика потрясающе примитивна, полагаю, что погибшие Монтесума и Атагуальпа не терпели внешней мотивации, всё сами…
Как это по-русски? Надо попробовать: «Когда деятельность приносит удовольствие, когда человек переживает радость от своей деятельности… (как-то не по-русски, может быть, всё-таки так - «когда нормальный человек переживает радость от результата»?)… когда он стремится к поиску новых (если старые задачи решены, например, не только хватать, но и бросать научился) и трудных задач, к расширению своих возможностей (приходится учиться говорить!) и познания (О-ля-ля, теоретики признают, что без развития навыков не будет новой радости!). Это такая аутентичная мотивация, она самостоятельно принята или самостоятельно создана (В каком же «самостоятельно создана» возрасте?). Здесь очень важной характеристикой внутренней мотивации является удовольствие от деятельности».
А если, не дай бог, к удовольствию добавить «щепотку» эмансипа́ции (от лат. emancipatio - дословно, освобождение сына из-под отцовской власти) - широко трактуемый сегодня отказ от социальных зависимостей, например детей от родителей, женщин от мужчин, мужчин от женщин или прекращение действия каких-либо ограничений на время, то ум мешается, как утверждал писатель Лесков в повести «Однодум».
- Здравствуйте, Мне передали, что вы не дочитали и бросили Грегори Бейтсона. Жаль, а в российских психо-педагогических кругах давно уже: «Рассматривается взаимосвязь интеграции и дифференциации как явлений одного порядка. Показано применение обоснованного интегро-дифференциативного подхода в эколого-валеологическом образовании». Вспоминали о «нужде присоединения» - это и есть интеграция.
- Добрый день. Ещё я знаю, что если «дифференциация-это процесс разделения на отдельные части, то вместе с интеграцией у меня получается - разделяй и властвуй. Откровенно. А вот «в эколого-валеологическом образовании»… Это как-то туманно и боле, согласитесь, похоже на «пароль» - свой-чужой.
- Свой-чужой это и для учёных полезно… Поясню, экологическая культура - понятным современному человеку способом определяет и регулирует взаимоотношения человека и окружающей природной и техногенной среды его обитания.
- Спасибо, но я допускаю, что не всегда очевидным, часто спорным образом, но как же мне быть с валеологической культурой - частью общечеловеческой культуры, предполагающей знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей… Не настораживает? И ещё предполагающей «не только знание человеком, а ещё и владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих». Конец цитаты.
- Читайте, как вы любите сами советовать… Если денег нет на курсы записаться.
- Погодите вы, с платными курсами… Хочу уточнить для понимания перевода с английского ваших любимых книг на русский: где и в каком возрасте человек из школьника превращается в «распространителя валеологических знаний»? Ушёл…
Ладно, мой опыт подсказывает, что человек превращается в «распространителя валеологических знаний» тогда, когда вместе с фломастером оказывается в общественном туалете. Для иллюстрации предполагающихся знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, могу использовать строгую самоцензуру и чуть-чуть прояснить «валеологичность».
Если в М то так: «Если у тебя короткий шланг и давление слабое, то встань-те поближе». «Если ты встряхнешь им больше 3-х раз, то значит уже играешь, шалунишка» «Наши задницы коснулись одного и того же сиденья унитаза, мы братья!»
Если в Ж то так: «Если ты можешь прочитать это, то ты какаешь под углом 45 градусов», «Камера установлена для исследовательских целей», «Не бросайте окурки в унитаз - их потом тяжело раскуривать».
Из древности лезет, а начиналось-то…

Только лишь по тому, что захотелось мне жить по праву ума (от латинского dictare-mentis), когда мозг у человека его действия с речью объединяет - узнал и подумавши сделал.
P.S. Самуил Маршак - «Знаки препинания».
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: - Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой, -
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!
- Так, - сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

ребенок, перевод, самостоятельно, новое, успех, официальное образование, Англия, разум природа, язык, причина, раб, говорят, важный, социальный, образование, внешний, мотивировать, английский, автор, деятельность, победитель, вопрос, известный, причина действий, игрушка, русский, результат, смысл, использовать, Грегори Бейтсон, знать, взрослый, школьник, работать, книга, теория, действие, официальный, природа, мотивация, вместе, победа, век, единство, наука, личность, история, играть, клиент

Previous post Next post
Up