«Бойтесь данайцев, дары приносящих…» Гомер.
Репин довольно реалистично показал причины действия царя. Современники Репина вспоминают, что он созрел для такой картины в поездке по Европе в 1883 году. Художник стал очевидцем боя быков. Самым поразительным для него самого был интерес и азарт, как его собственный, так и ревущей толпы - убийство воочию и кровь не пугали, а сводили с ума от влечения их созерцать.
О причинах действий - реализм в школе…
Любопытно, что на 20 лет раньше Репина показавшего публике свою картину (Иван Грозный убивает своего сына» в 1863 году) 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой дать им свободное задание - чтобы в живописи был обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на современную им действительность.
Они, объединившиеся позднее в артель под названием «Передвижники» (пытаясь продать свои полотна, переезжали из города в город), раньше Репина «созрели» для сюжетных картин изображавших причины действий. Одними из первых в России.
Хотя, основателем «реализма» считается французский художник Гюстав Курбе (1819-1877), который на Всемирной выставке в 1855 году в Париже (из-за противодействия «всемирного» жюри) устроил собственную выставку в специально построенном «Павильоне реализма». Курбе принял слово «реализм», брошенное ему критиками в качестве насмешки, и сам провозгласил себя реалистом. Однако ещё до этого события в реалистической манере работали художники Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон.
- История живописи… Зачем?
- Чтобы понять, чем наглядный материал отличается от живописи. «Наглядность и ее функции в обучении» © Усольцев А.П., Шамало Т.Н. (2016). Их материал найден по самой верхней ссылки «первой выдачи» по «Яндекс-поиску»: «значение наглядных материалов в образовании и воспитании» из 16 тысяч источников.
Разрешите представить: Усольцев Александр Петрович, доктор педагогических наук, профессор и Шамало Тамара Николаевна, доктор педагогических наук, профессор.
Цитирую: «Принцип наглядности обучения был сформулирован Яном Амосом Коменским (1592 -1670) и понимался им как отражение необходимости привлечения всех органов чувств обучаемого для восприятия предмета изучения.
С тех пор технологии процесса обучения шагнули далеко вперед. Не исключено, что скоро обучаемым предложат <…> ощущения, ничем не отличающиеся от ощущений реального мира. <…> определять плотность вещества, не пользуясь реальными предметами <…> «ощутить» то, что в принципе не дано нашей сенсорной системе <…> «потрогать» эритроциты, электроны и планеты. В таких условиях проблему наглядности можно было бы считать решенной. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что чем выше возможности технологических средств обучения, тем меньше реализуется принцип наглядности на практике», конец цитаты.
Возвели до уровня стержневого вопроса дидактики, дали нам определенную теорию о ней, наглядности, как об обще-дидактическом принципе обучения. Репин с передвижниками отдыхают…
Чтоб история стала наглядной в одном из комитетов Британского парламента, в котором иногда заседал Томас Бабингтон 1-й барон Маколей из Ротли графства Лестершир, забыв «теорию Я.А.Коменского и принципы наглядности», перед тем, как мы сумеем ««потрогать» эритроциты, электроны и планеты», собрали первую в мире Национальную Портретную галерею по принципу значимости изображённого на холсте человека. Так что, это как раз принципиальное собрание наглядных пособий, где именно сведения об экспонате подкреплены качеством живописи. Жемчужина галереи - первый портрет Уильяма Шекспира. Шекспира узнàете?
- Мне без разницы...
- Читал, что у некоторых картин реально собираются большие группы, и сложно подойти к табличке с описанием, приходится ждать.
- Понятно, что описание важнее…
- Как и в наглядном материале нет смысла без рассказа учителя, хотя, как сделать - «Иван Грозный» Репина, как и картины «передвижников» сами говорят «о людях и их времени»…
Первая выставка «передвижников» была в 1871 году. За 25 лет «передвижники» представили на выставки 3504 картины общей стоимостью порядка 2 млн рублей, из которых было продано работ на 1 135 635 рублей, ежегодный доход от экспозиций составлял 61 тысячу рублей. Хранятся в Третьяковской галерее и других известных галереях России и мира.
Согласитесь, что программы «официального» образования должны включать и разные по содержанию и структуре «официальные» списки. В коллекции лондонской Национальной портретной галереи, с целью официального исторического образования, как подданных королевства, так и всех зарубежных посетителей галереи, на сегодняшний день собрано около 200 000 портретов, постоянная экспозиция - 1 400 картин. Догадываюсь, что собирали исключительно «парадные портреты» (и им подобные), выкупая оригиналы у родственников, тем самым восполнили потери семейной собственности.
- Кто же составил список портретов для галереи?
- С ними, составителями списка, можно познакомиться у входа в Национальную Портретную галерею. За точный выбор идеально мотивирующих на «успех» и «победу», над её входом в 1856 г. установлены прижизненные бюсты (что почётнее портретов внутри), по центру автор идеи (далее его имя, произносится без пауз в одно предложение) - Филипп Генри 5-го графа Стэнхоуп, виконта Мэхон, а по бокам - с одной стороны - культуролог, эссеист, историк, лектор, математик, философ и переводчик (это можно в разбивку) Томас Карлейль. Известный как «мудрец из Челси» и «несомненный глава английской литературы» 19-го века. Сочинения Карлейля составляют тридцать томов. С другой стороны - бюст нашего героя (тоже без остановки, пожалуйста) Томаса Бабингтон Маколея 1-го барона из Ротли графства Лестершир. Где зародилось, как вы помните, движение квакеров, а в деревне Ротли в средние находилось поместье рыцарей-тамплиеров, которое после роспуска монастырей в 16 веке перешло в собственность к семье Бабингтон. Владела семья Бабингтонов поместьем 300 лет. Храм тамплиеров, что в Ротли, и сейчас собственность Бабингтонов - это отель Ротли Корт. Вот это о богатстве монстра официального образования, справедливо попавшего под ироничный взгляд Грегори Бейтсона. Богатство, которое нам трудно представить. Конечно, 1-й барон не то что 5-й граф, но всё-таки …
Надеюсь вы не забыли с чего всё началось - с саркастического напоминания слов лорда Маколея: «Каждый школьник знает, кто взял в плен Монтесуму, и кто задушил Атагуальпу». С этого многовекового колониального основания Грегори Бейтсон и начал развитие новой мотивации на «свой успех» с помощью чужой «победы».
Теперь постарайтесь держать себя в руках - виртуозов мотивации станет больше, ведь ещё не конец человечества…
О причинах действий - валеология та ещё штука
Представьте, что вам прямо сейчас предлагают пройти курс по скалолазанию или игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею с энтузиазмом, ведь возникает логичный вопрос: “а зачем мне это?”. Вот и у учеников точно также - мотивации у них нет. Это логика, кроме скалолазания и игры на скрипки… генерализуется у англоязычных «учёных» на ВСЁ и ВЕЗДЕ.