Статья, традиционно, написана для сообщества
Ourfutureru У каждого ребенка наступает период, когда он начинает проявлять самостоятельность, своеволие, инициативу в выполнении каких-либо действий. Такое поведение родители нередко оценивают как «упрямство».
Чаще всего это происходит, когда малыш достигает возраста двух, двух с половиной лет. Тогда близкие начинают отмечать изменения в поведении ребенка и даже жаловаться на него, что его будто подменили: «До сих пор был послушный ребенок, слушался и маму, и папу, и бабушку, все ел, с удовольствием одевался и ходил гулять. А теперь постоянно упрямится: есть не заставить, даже самое любимое до этого, одеваемся со слезами, а сборы к любимой бабушке сопровождаются истерикой». В этот период для любого родителя очень важно понимать, что происходит с ребенком, почему его поведение резко изменилось, и как себя вести.
Ближе к трем годам ребенок переживает новый этап в своем развитии. Он связан с формированием самосознания, «Я», которое как раз начинает появляться у взрослеющего человечка. Именно тогда ребенок впервые начинает выделять себя из окружающей обстановки, говорит о себе «Я», старается все сделать самостоятельно, а на предложения помочь часто отвечает: «Я сам!». До этого момента ребенок не делает выбора - все решения принимались окружающими его взрослыми. Ребенок переходит на новый этап, экспериментирует с окружающей действительностью и впервые выступает как активный, самостоятельный человек. Он начинает понимать: то, что он делает - это результат его воли, его активности и желания. Ваш малыш уже научился ходить, бегать, может спрашивать, просить, выражать свои желания. Он уже несколько оторвался от мамы и хочет сам все попробовать: как далеко сможет убежать от мамы; что будет, если пересыпать песок из песочницы на асфальт; все машины ездят по большой дороге, пусть и моя машина тоже катается там.
Ребенок проявляет упрямство, негативизм, идет наперекор, исследуя границы своих возможностей. Главное понять, насколько далеко можно зайти, где можно нарушить запрет и избежать наказания. Пробуя всевозможные варианты поведения, ребенок усваивает нормы и правила, сталкиваясь с реакцией взрослых на собственные действия.
Очень важно, чтобы у взрослых были единые, последовательные требования к ребенку, которые должны быть:
1) разумными (не стоит настаивать там, где это не принципиально и можно уступить);
2) понятны ребенку (необходимо объяснить, почему что-либо делать нельзя - например, сказать, что это опасно, что Вы переживаете за него; и где возможно предложить какую-то альтернативу);
3) последовательными (что нельзя сегодня, то нельзя ВСЕГДА, идти на уступки стоит только в исключительных случаях, иначе, уступив один раз, Вам будет легко поддаться на уговоры и во второй);
4) едиными для всех членов семьи, вся семья должна придерживаться единого стиля воспитания (не должно быть такого, чтобы, например, мама запрещала дочери что-то, а бабушка, в тайне от нее, позволяла нарушать запрет, балуя внучку).
Детское упрямство может проявляться в стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. Например, ребенок может отказываться идти на прогулку, хотя очень любит гулять, ставя одну-единственную цель - идти наперекор взрослым. Пик такого «бессмысленного» упрямства приходится примерно на возраст 2,5 года. Тут ребенок пытается удовлетворить самую важную потребность своего возраста - потребность в самоутверждении. Он хочет самостоятельно делать выбор и высказывать свое мнение (пусть даже абсурдное на взгляд взрослых).
Упрямство ребенка в этот период выступает как способ утверждения себя как личности. Ребенок растет и принуждает родителей изменить способ общения с ним. Родителям предстоит стать более гибкими, где-то расширить права ребенка, поощрять его активность, предоставлять возможность проявлять инициативу и разумную самостоятельность. Чтобы смягчить поведение «упрямца», стоит прислушиваться к его мнению, предлагать разные виды деятельности на выбор, объяснять причины запретов. В критических ситуациях лучше всего либо переключить внимание ребенка, отвлечь, либо подождать, пока он успокоится, и предложить какую-то альтернативу, компромисс. Не стоит спешить переламывать упрямство малыша, дайте ему возможность сделать выбор, предложите ему варианты. Вместо «Ты пойдешь гулять или нет?», поинтересуйтесь: «Пойдем гулять в парк или на горку, пойдем кататься на качелях или собирать листья?» и т. д.
Все дети очень любят играть. Любую ситуацию можно перевести в игровую. Например, если ребенок капризничает и отказывается идти укладываться спать, придумайте определенный ритуал, когда Вы вместе с ним «укладываете спать» все игрушки, поете им колыбельные, и как бы от имени игрушки спросите малыша, чтобы он хотел увидеть во сне и поторопите его скорее идти спать.
Постоянство окружающей среды, ритуалы, порядок также очень важны для психологического состояния ребенка. С рождения он привыкает к тому, что он просыпается, ест, гуляет и ложится спать в определенное время, у него есть игрушки и место для игр. Изменение жизненного уклада вызывает чувство беспокойства, протест, ребенок может капризничать и упрямиться. Постоянство окружающей обстановки и определенная последовательность действий дают ребенку чувство безопасности, стабильности окружающего мира и уверенности в себе.
Физиологи отмечают, что стремление ребенка к самостоятельности, его требование учитывать собственное мнение обусловлено изменением мозговой активности. Начиная с 1,5 лет возрастает активность левого полушария головного мозга, которое отвечает за функции сознания, контроля и речи. Поэтому упрямство ребенка, отстаивание своих желаний является естественным процессом развития. И родителям стоит порадоваться изменениям в поведении малыша. Значит, он взрослеет и уже не нуждается в вашей заботе и опеке в таком количестве, как раньше. «Период упрямства» продлится совсем недолго, если вы понимаете, что происходит и как себя вести.
Пройдет еще немного времени, и вы с радостью отметите, насколько смело ваш ребенок предлагает свои идеи и воплощает их в жизнь, как уважают его сверстники за собственное мнение, как он открыт новому и не боится экспериментировать.
Анна Фувенлян Предыдущие статьи по теме:
-
Задачи развития от 1 года до 3-х лет-
Как играть с малышом?