Тема многократно обсужденная всеми участниками процесса воспитания: родителями, детьми, психологами, учителями, учеными создающими педагогические науки и т.д. По запросу “наказание детей” можно найти много различных мнений и адекватных статей.
И все равно остаются вопросы. Все равно остаются сомнения. Поэтому изложу те идеи, которых придерживаемся мы при взаимодействии с детьми, то что мы рекомендуем родителям.
Важно запомнить одну простую вещь - процесс наказания не доставляет удовольствия никому из участников, ни активной, ни принимающей стороне. (если доставляет - это ближе к патологии, пока оставим этот момент). Поэтому любая ситуация связанная с наказанием вызывает большое напряжение в отношениях. Но есть правила, которые могут снизить напряжение при сохранении эффективности воздействия.
Первое, как и в случае с похвалой -
важна осознанность, понимание того, что и зачем вы делаете. Какого эффекта хотите достичь.
Бывает так, что вместо педагогического и воспитательного инструмента наказание становится каналом выброса эмоций родителя, выражением беспомощности, отчаяния, раздражения. Мы с вами понимаем, что в таком варианте наказание не выполняет своей функции и вредит отношениям в семейной системе. не только ребенку обидно, но и родителя заедает чувство вины.
Итак, правило - наказание нужно для формирования желаемого поведения. Поэтому говорите, что вы хотите чтобы ребенко делал. (а не только то, что делать нельзя). Помним что в предыдущей заметке я приводил
цитату из Скиннера), где говорилось, о том, что сложно наказанием обезопасить ребенка от повторения действия.
Второе. Ребенок должен понимать за что его наказывают.
Бывает так, что ребенок что-то такое натворил, что сильно напугало маму, перебежал дорогу, уронил на себя горячую сковородку, и мама от пережитого страха кричит, шлепает. Понятно, что единственный эффект - обида и непрогнозируемые выводы о том, что можно делать, а что нельзя. А изначально цель благородная, обезопасить свое чадо, научить жизни.
Правило - объяснять проговаривать, добиваться понимания ребенком причины наказания. (Чуть позже расскажу о том как систематизировать процесс, чтоб не тратить время каждый раз). Одно, глубоко понятое наказание гораздо эффективнее чем регулярные некомментируемые втыки.
Третье. Наказание должно быть соразмерно проступку.
Нам зачастую легче одним способом наказывать за все, ставить в угол лишать компьютера, не пускать гулять, или подзатыльник. Это осложняет понимание ребенком значимости нарушения и может привести как к пофигистическому отношению к нормам и запретам, так и к страхам. Ребенок не научается дифференцировать ситуации.
Правило - определите для себя и донесите до ребенка, проранжируйте ситуации по значимости. (Если начнете объяснять необходимость наказания - процесс пойдет естественным путем)
В принципе соблюдения этих правил достаточно, для того чтобы наказание не вносило большого напряжения в ваши отношения с ребенком и работало на формирование адекватного поведения и восприятия ситуации.
Статья написана в рамках цикла
"Похвала, наказание и родительская любовь" Читайте начало
"Хвалить, воспитывать, любить" Следующие статьи цикла:
- "Наказывай с умом или теория разумного и эффективного воздействия"
- "Технология “Я-высказывание” при помощи которой очень легко выполнять правила адекватного наказания\похвалы."