В отзыве спойлеры.
Об этой игре я узнал ещё в год её выпуска в одном игровом журнале, название которого не помню (но сохранился где-то в моих закромах). Там была рецензия, которая меня впечатлила и я захотел в неё играть, но реальная возможность предоставилась лишь сейчас. Случайно встретив в Сети упоминание игры, а в тот момент мне как раз нужна была непройденная ранее игра для снятия психического напряжения из-за работы, тут же скачал игру.
Неделю назад, за несколько дней, я прошёл её. Начну с того, что игра меня немало озадачила тем, что её трудно назвать игрой так таковой, т.к. компоненты, делающие игру игрой, в F.E.A.R. банально отсутствуют. Это её главная странность (я не игроман, поэтому я мало во что играл, но, тем не менее, это одна из самых странных игр, в которые я когда-либо играл).
Да, это классический шутер с миссиями, с главами, с минимальным набором действий (кнопок), что очень удобно. Но. Миссия - это найти Пэкстона Феттела и ликвидировать. Которая повторяется которую главу. Пока не сменится на "найти Элис Уэйд". А потом "найти того, не знаю кого", потом "найти это, не знаю где". И всё. Вот это конкретные миссии все 9 глав (из 11). Сюжет или сценарий - он очень условный, проще сказать, что этого нет, потому что, несмотря на раздражающие телефонные звонки или сообщения с ноутбуков, которые вроде бы всё более проясняют ситуации, всё равно до последнего не ясно, что происходит вообще в игре. И не будет ясно даже после окончания игры.
Пускай вас не смущают инфернальные явления в самом начале игры - они не вносят никакого понимания, кроме того, с чем будет связан сюжет игры. И даже так - всё равно будет постоянно озадачивать в духе "А где? А когда уже?" или "ЧТО ЗА?!".
Если определить жанр игры более конкретно, то это была бы "документалистика с возможностью по пути расследования убивать противников". По-другому это никак не назвать. Дизайн, окружающая среда, сюжет, количество действий - всё это так минималистично и при этом так реалистично, словно игра демонстрация, как это происходило бы на самом деле.
Поэтому я вошёл в роль оперативника спецназа, тупо выполняя боевые задачи, как если это было бы в реальной жизни. Приказали - выполняй, вопросы потом. Иначе доиграть не получится. Игра не предоставляет ни красоту окружающей среды, ни сюжета как такового, ни разнообразия гэймплея (несмотря на то, что в нескольких главах пришлось ломать голову, как пройти дальше, хотя ответ был буквально под носом, просто не так очевиден).
Неужели так плохо всё? Так что же всё-таки заставляло доиграть до конца? ИИ противников. Ооо, вот этого не хватало во многих играх. Это мощное (но и единственное) достоинство игры, благодаря которому, скорее всего, игра и вошла в историю, при всех своих странных недостатках.
Противники вели себя ровно так, как вели бы себя в реальной жизни. При этом был достигнут идеальный баланс между уровнем игрока и уровнем противника. Т.е. все находятся в равных условиях (при умеренной сложности - я всегда ставлю уровень средний, ибо лёгкий - это слишком лёгкий, а тяжёлый - не получится насладиться или развлечься). А уж сколько изумительных неожиданностей противники мне преподнесли - ух! И хотя мне не было весело в таких ситуациях, я всё равно с восхищением вспоминал о смекалке противников. Рассудите сами. Вот один пример: я подходил к большой гостиной с колоннами со стороны коридора, выглянул, а там четверо противников. Я скрылся за стеной коридора, готовясь. В этот момент они вырубили свет в зале, но оставили в коридоре. Я оказался в невыгодной ситуации, когда противники были в темноте и их не было видно, при этом меня они видели прекрасно благодаря свету за моей спиной. Единственный способ их одолеть - включить фонарик, чтобы увидеть их. Или другой пример - в целях экономии классических патронов при перестрелке на дальней дистанции я в некоторых случаях стрелял тяжёлым 10-мм перфоратором, чтобы проткнуть стержнями голову высовывающего из-за укрытия противника. Догадались, что делал противник при каждом моем выстреле? Уклонялся спокойно от стержней, словно издеваясь надо мной!
В конечном итоге дошло до того, что я стал перебегать от стены к стене, заранее проверяя места на предмет удобных позиций (и пострелять чтобы и укрыться в случае чего или даже убежать). Т.е. как делал бы реальный спецназовец. Потому что, как уже упоминалось, все были в равных условиях. Затупишь или пойдешь напролом - убьют. Перехитришь их - победишь. Даже метнуть редкие гранаты надо с умом - и момент выбрать, и куда метнуть, ибо противники тоже не спали - они общались между собой и кричали "Граната!" и убегали подальше, если успевали. И они тоже кидали.
Чем дальше продвигался, тем реже стали попадаться аптечки, а перед началом новой главы даже отдельно предупреждали, что теперь надо особо осторожничать в этом здании. Я ещё не понял совет, пока не столкнулся с острой нехваткой аптечек и патронов на любое оружие, ибо противников становилось всё больше и больше (это-то и заставляло меня вести себя так, как в реальной жизни).
Самые нелюбимые и раздражающие противники - это тяжёлые штурмовики REV6 с ракетницами. Я до конца так и не понял, как их победить без бешеного расхода боеприпасов и только в режиме slow motion (которым я пользовался крайне редко до примерно седьмой главы). В одной сцене их было аж два. И если одного сумел завалить хитростью с одного этажа ракетами, то на второго истратил все боеприпасы, так и не убив его, и тупо убежал с каплями здоровья во вход в здание. Где меня ждали четверо охранников (они, кстати, самые тупые среди противников). Я в недоумении от безвыходности ситуации спрятался за стеной (остались голые кулаки против вооружённых огнестрельным оружием), практически уверенный в своей очередной гибели, как выбежал один из них в коридор. Я на него кулаками, забил насмерть (!), быстро взял его пистолет-пулемёт и тут же начал стрелять во второго с другой стороны. Жесть.
Ещё были противники, о которых почему-то не могу найти сведений в Сети. Это быстрые и невидимые противники, которых трудно убить и только в режиме слоу-мо. Они попадались пару раз, но всегда по три-четыре, по очереди (по мере продвижения к их точкам появлений).
Повторился досадный момент, когда я столкнулся с противником один на один врасплох, но успел всадить целую очередь из G2A2 ему в голову, а он чем-то в меня в тело. Как при вроде бы очевидном исходе может быть так, чтобы победителем вышел противник с нездоровой концентрацией свинца в голове? А первый раз было в игре Battlefield Bad Company 2. Ещё нелепее - противник меня ЗАРЕЗАЛ ножичком (НОЖИЧКОМ!), получив страшную дозу свинца в тело из M60 (!!). Ну вот как это?! Оттого до сих пор помню, хотя прошло-то сколько лет.
Моим любимым оружием был автомат G2A2, т.к. он был достаточно мощным и точным, а для близких схваток хорошо подходил пистолет-пулемёт RPL и если к нему было много патронов. Перфоратор носил в качестве запасного оружия, если заканчивались патроны к другим оружиям (с собой брать можно было только три вида плюс 5 обычных гранат, пять (или три?) мин и 5 гранат с дистанционным подрывом). Перфоратор точное оружие, но стержни летели слишком медленно, особенно для дальней дистанции, поэтому противники могли успеть уклониться. Ещё было энергетическое оружие Прототип-7 - своего рода мощная снайперская винтовка. При прямом попадании буквально выжигала противника до обугленного скелета. Но попадалось лишь иногда с ограниченным количеством боеприпасов. И ракетница - бестолковая, т.к. её нужно было использовать только против тяжёлых штурмовиков REV6. Ещё есть автоматическая пушка MP-50, которая стреляла чем-то вроде газовых гранатов, поэтому при первом использовании против бесящих невидимок почти в упор убил и себя (первое время даже не понял, что произошло), почти не пользовался ввиду неактуальности и редкости. Остальное оружие, кроме пистолетов (в игре два раза было, когда отбрасывали весь арсенал, оставив лишь пистолет (!)), я не брал.
Как вы уже поняли, именно высокий и грамотный уровень ИИ противника удерживал меня от желания прекратить играть, но этого недостаточно, чтобы называть игру игрой при отсутствии всех остальных компонентов, делающих игру игрой (ну кто ж так делает-то, а?).
А если учесть, как начинали нагнетать наконец в двух последних главах только для того, чтобы внезапно закончить игру, даже не столкнув с привычным в других играх супербоссом или окунув во впечатляющее сражение, оставив меня в полном недоумении. Серьёзно. Кто так делает?! По этой причине продолжать играть дальше в эту серию я не стану. Не вижу смысла.
В итоге никакие ожидания на основе рецензии не оправдались - не в плане "хорошо/плохо", а "то/не то", кроме ИИ противника.