Крототанк С. Касьянова

Dec 02, 2024 11:11

Именно так называется гусеничная бронированная машина, способная перемещаться под землёй со скоростью до 5 км/ч, помимо традиционного способа перемещения по земле. Благодаря герметичной конструкции машина также может перемещаться по дну рек, озёр и т.д. на глубине до 20 метров на расстоянии до 10-15 км.

Подземный танк (употребляется и такое название) имеет спереди винт диаметром в 1,5 метра и два сошника (верхний и нижний) для пробивания пути, сзади имеется такой же винт для прессования земли и два таких же сошника. В верхней части машины имеются две перекидные шарнирные ленты для перебрасывания земли от переднего винта к заднему. На крыше спереди по бокам находятся два отвала для отбрасывания грунта в стороны во время рытья траншей (глубина до 0,55 метра, высота насыпи 0,5 метра).

Вооружение составляет 37-мм пушка, один пулемёт и одна тонна взрывчатого вещества для подрыва укреплённых точек. Экипаж состоит из двух человек (механик-водитель и стрелок). Запас воздуха на один час работы для двигателя и для экипажа и спасательный аппарат.

Крототанк предназначен для уничтожения подземных и наземных укреплённых точек противника путём подкладывания взрывчатки под них; для уничтожения огневых точек противника путём такого же подрыва, либо пушечно-пулемётным огнём, если огневые точки слабые (машина может зарыться в землю на метр, укрываясь от прямого обстрела); для разведки в тылу врага, перемещаясь под землёй и наблюдая за противником через перископ наблюдения (!) при глубине не более пяти метров. Также машина может прорыть траншеи для пехоты или укрытия для танков.

В убирающейся башне установлен пулемёт, который вместе с башней убирается внутрь машины. В выступающей части машины установлена 37-мм пушка, казенная часть которой помещена внутри башни. Что это значит - не очень понятно. Башня поворачивается только на 180° в обе стороны, т.е. свободного кругового вращения нет. При погружении в землю ствол пушки прикрывается щитом.

В кабине находится механик-водитель, а за ним стрелок, который сидит в башне. За кабиной находится спасательный аппарат, с которого совершают закладку взрывчатки или отверстие к поверхности в случае аварии с машиной. Для этого есть цилиндр, который, выступая, и делает выемку до 700 мм для закладки взрывчатки. А для спасения этот цилиндр поднимается уже до 1000 мм.

За спасательным аппаратом находятся баллоны со сжатым воздухом для питания двигателя "Испано-Сюиза 12 51" мощностью 1100 л.с. (и ещё один баллон слева от двигателя). Между баллонами проходит выхлопная труба, которая выдвигается на два метра во время входа в землю, благодаря чему позади остается отверстие, по которому выходят выхлопные газы наружу.

С левой части спасательного аппарата находится взрывчатка. Боеприпасы для пушки и пулемёта расположены по бортам кабины, между задней частью двигателя и бортами корпуса.

Крототанк погружается в землю на скорости в 10 км/ч, приподняв передние катки и максимально опустив передний нижний сошник. Благодаря сошнику машина погружается в землю ещё сильнее. Когда достигается нужный угол погружения, опускается задняя часть машины и включаются винты, а при достижении нужной глубины опускаются передние катки для выравнивания машины относительно поверхности земли.

Повороты под землёй осуществляются традиционным способом, т.е. торможением гусениц, но на небольшой угол, чтобы не упереться в стенки прохода, т.к. свободно разворачиваться крототанк не сможет. По этой причине он может двигаться задним ходом, передние и задние винты и сошники просто меняются ролями. Это нужно в том числе и для обхода непреодолимых препятствий. Т.е. машина сдает назад, немного поворачивается или поднимается и обходит препятствие, после чего возвращается на прежний курс.

Запас хода только по поверхности земли составляет 250 км. "Если при полном использовании движения под землей, для движения по поверхности остается горючего на 150 км". Получается, что запаса топлива хватит только для одной подземной вылазки, вероятно, из-за количества взрывчатки (если расстояние под землёй от места погружения до точки подрыва или выхода наружу будет составлять не меньше двух километров).

Приводятся различные подробные расчёты, но нет смысла их публиковать здесь.

Упоминается комплект чертежей и калек, но, увы, в деле он отсутствует, поэтому неизвестно, как выглядит машина и каковы её размеры.

Проект С.С. Касьянова, завод "Большевик", 1940 год.
Источник: ЦГА СПб, ф.Р‑1275, оп.11, д.86 (по наводке niemirow_41).

P.S. В архивы я изредка хожу, а этот проект мне настолько понравился, что я решил написать о нём. Таким образом, это моя первая такая статья. Архивным исследователем я стать не собираюсь.

статья, советские танки

Previous post Next post
Up