Оригинал взят у
al_shuravi в
"Сделано" в Голливуде Представьте себе ситуацию - в Голливуде сняли научно-фантастический фильм. И не просто качественный блокбастер, а высокотехнологичный продукт. Настоящий прорыв в комбинированных съемках, спецэффектах и декорациях. Возможно ли такое? Конечно же, да. И «Аватар», и «Терминатор», и «Звездные Войны» прямое тому подтверждение.
Итак, снял условный Лукас условные «Звездные Войны», и студия-владелец не только прокатывает фильм по США, но и продает его по всему миру, в том числе и в Кровавый Мордор Советский Союз. И такое возможно.
А теперь интрига - проклятые тоталитарные комми, пользуясь тем, что люди в СССР огорожены от всего мира «Железным Занавесом» (который, как до сих пор считают некоторые скудоумные граждане, сами же комми и построили) и не знают того, что происходит в Демократическом Сообществе, замышляют очередную гнусность.
Из оригинального фильма, условного Лукаса, вырезается около двадцати минут (убирают то, что относится к страшной советской идеологии), а в зловещих и технически отсталых павильонах студии «Мосфильм» происходит съемка десяти-пятнадцати минут материала. Затем все это перемонтируется и переозвучивается, в титрах имена Харрисона Форда и Кэрри Фишер заменяются на фамилии Г. Жженова и М. Тереховой. Кроме этого, меняется и название фильма. На идеологически верное. Например, «Революционный Рассвет на Ганимеде» или «Да здравствует Коммунистический Марс!»
И вот, все это безобразие выходит в широкий кинопрокат, под логотипом «Мосфильма», как полностью отечественный продукт…
Представили? Довольно сложно, да? Даже упоротые либералы и ненавистники Советского Союза до подобного вряд ли могут додуматься. И если бы такое случилось в реальности, то создатели сего "шедевра" икали бы ежедневно, от проклятий "лучших людей этой страны"... Самое забавное, что все это было на самом деле. Вся ситуация, которую я описал выше, произошла в реальности.
С одной маленькой, "несущественной" поправкой - это в Голливуде так поступили с Советским фильмом, а не наоборот. А теперь, подробности.
Писатель А. Казанцев написал повесть "Планета Бурь". Рассказывала она о драматичном и полном приключений, путешествии советско-американской экспедиции на планету Венеру. В 1961 году
Павел Клушанцев снял научно-фантастический фильм по этой повести. Фильм получился не просто удачным, он задал планку научной фантастике на десятилетие вперед. Богатый и сытый Совок мог позволить себе большие траты на спец.эффекты и декорации, в отличие от бедных, послевоенных Штатов... или я, что-то путаю? Не важно. Итак, новаторство было во всем - спец.эффекты, декорации, костюмы, работа каскадеров, создание общей атмосферы от происходящего на экране. Те, кто с этим не согласен, могут посмотреть шедевр, номинированный на "Оскара" - "Запретная Планета" с молодым Лесли Нильсеном в одной из второстепенных ролей. Разница ощутимая. Даже сейчас. А в то время... В общем, Советы сделали действительно отличный продукт. Фильм широко прокатился по советским экранам и был продан за рубеж. И тут началось самое веселое.
В 1965 году "Планета Бурь" вышла таки на экраны США под названием... "Путешествие на Доисторическую Планету". В режиссерах значился Кертис Харрингтон, а в титрах Бэзил Рэтбоун и Фейт Домерг. Фильм пришелся американцам по-нраву и через пару лет они слепили "сиквел" (по сути, то же самое, только в еще более извратно-перемонтированном варианте). Так как "совки" сидели за Железным Занавесом, то они и не знали, что "Планета Бурь" превратилась в "Путешествие на Доисторическую Планету", Георгий Жженов стал "Куртом Боденом", а Геннадий Вернов превратился в "Роберта Чантала".
Весь этот зоопарк провернул голливудский продюсер (и просто хороший человек) Роджер Корман. Личность весьма примечательная. В отличие от своего основного конкурента за звание "Короля Трэша" Эда Вуда, Корман был неплохим педагогом и дал "путевку в жизнь" огромному количеству американских режиссеров. Среди прочего - Коппола, Кэмерон, Скорсезе. А так же - Николсон и Хоппер. Более того, продолжение "Доисторической Планеты" снял (тут надо все брать в кавычки, ибо и не снял и не продолжение) Питер Богданович, автор "Последнего Киносеанса" и "Бумажной Луны", потрясающих, трогательных картин... Боже, какие имена! Какая традиция.
Именно традиция, поскольку "Планета Бурь" был не единственным фильмом, которому устроили "голливудский ребрендинг". Если вы посмотрите на фильмографию Фрэнсиса Форда Копполы, то не найдете в ней его дебютного фильма "Битва За Пределами Солнца", хотя такой фильм есть, вышел он в 1962 году и в титрах значится именно Ф.Ф. Коппола. Но составители официальных фильмографий понимают, что это не оригинальная работа, а всего лишь, перемонтированная версия советского фильма
"Небо Зовет", выпущенного аж в 1959 году. Потому и "стесняются" биографы, лишний раз, упоминать о "юношеской шалости" Мэтра (все равно, что Сталлоне напоминать о его дебютном "Итальянском Жеребце"). Кстати, некоторые сцены потом были включены и в "Путешествие на Доисторическую Планету".
В целом, Советская кинофантастика (да и весь кинематограф) в то время была явлением уникальным. Достаточно вспомнить "Человека-амфибию" (1961 год), "Тайну Двух Океанов" и ту же "Планету Бурь", чтобы понять насколько мы делали кино яркое, качественное и при этом, серьезное, не пустое. Тенденция доминирования в кинофантастике начала переламываться с прибытием в США одного из соавторов (а может быть, и главного творца) "Лунной Программы Штатов" - Стэнли Кубрика. Его "Космическая Одиссея", хоть и была вторичной по спец.эффектам и костюмам к советской "космической фантастике", но в целом картинка была выстроена безупречна, чтобы поверить в реальность нереального.
Следом выходит "Солярис" Тарковского и кинематографисты понимают, кто тут главный. Да, у нас была плохо поставлена реклама и прокат, но время самый лучший арбитр. Пересмотрите оба фильма и спросите себя, "что тут нетленно, и что скоротечно". Попутно, фильм Тарковского "прихлопнул" неплохую работу Майкла Чимино и Дугласа Трамбла "Молчаливое Бегство".
Еще раз призываю тех, кто молится на Голливуд, пересмотреть мейнстрим-фантастику того периода - не думаю, что кто-то сможет осилить хотя бы один сезон "Звездного Пути", а ведь это и был мейнстрим в то время!
По большому счету, доминирование советской кинофантастики продолжалось вплоть до конца семидесятых. И только с выходом таких работ, как "Звездные Войны", "Чужой" и (особенно!) "Бегущий по Лезвию Бритвы", стало ясно, что мир кино меняется.
Отсюда и вывод - надо заимствовать или развивать технологию кино, но ни в коем случае, не трогать идеологию и школу собственного кинематографа. Только тогда мы сможем вновь делать интересное и яркое кино. Игра на "голливудской площадке" оборачивается лишь появлением очередных "Обитаемых Островов" и "Вычислителей", то есть ни чем. Пора бы возвращаться в Большую Игру. Но для начала, неплохо бы оглянуться назад и посмотреть на то, от чего мы отказались и, что мы легкомысленно растеряли.
Click to view
Click to view
Click to view