Сегодня хочу познакомить вас с книгой, наткнулась на которую почти случайно. Периодически пытаюсь найти что-нибудь художественное о театре (во имя своего принципа: для начала лучше увлекательно, чем точно). И вот летом обнаружила этот роман.
Название вполне отображает тему - он повествует о таком жанре средневекового театра как моралитэ. Соответственно, героями стали актеры. Маленькая группка людей, что бродила дорогами Англии в XIV веке. Забредала в деревушки и города, где и представляла свои немудреные произведения.
В основе романа детективный сюжет, но любители жанра могут оказаться разочарованными - совсем не детективная линия держит интригу. Она оказывается лишь поводом для создания очередной игры - очередного спектакля. Сначала поводом, а затем - мышеловкой. Да-да-да, той самой, в духе гамлетовской.
В этом романе, вообще, много "того самого" для тех, кому случалось петлять тропинками истории средневекового театра, да и самого Средневековья. И не мудрено - автор, будучи признанным историком, пишет о том, что знает не понаслышке. Восстанавливаемый им мир - это, скорее, мир Умберто Эко, чем Дэна Брауна. Да, с элементами художественных допущений, но допущений, взрощенных на реальной почве. Ну, и предмет интереса притягателен для нас, театральных людей: у Эко все строилось вокруг открытия утерянного (или несуществовавшего?) второго тома аристотелевской "Поэтики" - того самого, что повествовал о комедии; Ансуорта волнует не менее зыбкая театральная материя. Он пытается нащупать тот момент, когда во внеличностном аллегорическом тексте Средневековой драмы начинает звучать авторский голос. Когда предметом Игры становится не Священная, но человеческая история, человеческое настоящее.
- Я уже много лет думал о том, что мы могли бы делать Игры из событий, случающихся при нашей жизни. Я верю, в грядущем они такими и будут.
Цитировать хочется прямо развёрнутыми кусками эти средневековые, но увиденные сегодняшними глазами (или сегодняшние но увиденные глазами Средневековья?), метания людей театра. Метания в поисках смысла Игры, смысла профессии, места себя, актера, в бесконечно дисгармоничном мире. Рефлексия о природе актерского творчества. Попытки решить нерешаемое - тот самый спор о курице и яйце, но на почве искусства: что первично жизнь или театр? Что и для кого дает почву? И наконец, жизнь творит театр или театр жизнь?
- Вы покажете это в Игре? - сказал он. - Вы сделаете Игру из правды?
- Мы можем показать, что это правда, представив ее в Игре, - сказал я.
А еще здесь очень много театральной конкретики. Роман написан от лица молодого священника, сбежавшего из монастыря и примкнувшего к бродячим артистам. Потому все то, что для них является привычным и будничным, для него поразительно и становится поводом для фиксации. Вот и ведет он (неофит) нас (неофитов) по почти незнакомой территории, призывая по-детски восторженно удивляться немудреным театральным чудесам.
И, надо сказать, у него получается. Какое удовольствие видеть его глазами весь процесс подготовки спектакля к показу, момент распределения ролей и разучивания (воспоминания) текста, разглядывать костюмы и реквизит и, наконец, впитывать в себя десткую систему театральных жестов:
При этом он повернулся к Соломинке и очень быстро и кратко пошевелил пальцами правой руки, заслоняя ее туловищем от зрителей. Тогда я этого знака не знал, но так просят того, на кого смотрят, чтобы он что-то повторил.
Повторюсь, приходится бить себя по рукам, чтобы остановить цитирование - здесь привела лишь крохи в надежде, что они приманят вас и завлекут на чтение романа. Не хочу обманывать: он не читается на одном дыхании - стилизация под монолог средневекового священника не совпадает с ритмом современного читателя. Но постепенно он затягивает. И безусловно, оставляет стойкое и терпкое послевкусие. И желание не отпускать от себя еще и эту театральную эпоху.
P.S. Оказывается, по роману был снят фильм - "День расплаты" с Полом Беттани, Уллемом Дефо и Венсаном Касселем. Рейтинг, увы, не высок, и, по отзывам, с первоисточником картина расходится достаточно сильно. Но себе скачала, а вы - смотрите сами)