Каждую постановку античной пьесы ждешь с нетерпением - чтобы добавить к своей коллекции "живых" иллюстраций для лекций. Еще одна трактовка, еще одно прочтение, новые акценты.
В спектакле Искандера Сакаева таким акцентом становится Сфинкс, воплощенный Светланой Шпак. С нее все начинается: затактом, бесконечным повторением на греческом и русском языках вечной загадки. Ею же все и заканчивается: монологом-постскриптумом, признанием в собственном незнании. Между - классическая история Эдипа, направляемая и комментируемая все той же Сфинкс.
Идея - любопытная и, пожалуй, манящая. Воплощение - далеко не столь безусловное.
Для меня в этой яркости Сфинкс - а актриса крайне выразительна и харизматична - совершенно исчезает сам Эдип, имя которого спектакль все же носит. С другой стороны, финальный твист, выводящий Сфинкс в центральные персонажи, оказывается неподготовлен предыдущим действием. Да, ее много, но в ней нет рефлексии - лишь желание заморочить, запутать, уничтожить. Словно перед нами трагедия мести той, кому по милости Эдипа пришлось расстаться с жизнью. И потому последний монолог - по-настоящему хорошо придуманный и вызывающий сильную эмоцию-подключение к брошенному хтоническому существу, которому даны вопросы, но не даны ответы, - оказывается словно бы из другого спектакля.
Такое недоскроенное полотно из любопытных идей, из дописанных мотивировок персонажей, из метаний между заявленным жанром "трагедия знания" и аннотацией, говорящей о трагедии рока, из моноспектакля, разметавшегося внутри спектакля обычного.
И актриса стоит моноспектакля. В конце концов, именно ее игра спровоцировала на то, чтобы воскресить в памяти все, что помнилось о Сфинкс; помечтать о том, что когда-нибудь отыщутся одноименные тексты Эсхила и Софокла; найти и прочесть статью об этом ускользающем софокловском образе и его отражении в других персонажах "Царя Эдипа".
Статью, к слову, очень советую.
https://disk.yandex.ru/i/XIyDAjPR5-0RZw