Действительно, совсем коротко. Итоги подводила для "Вечерки". Часть про политику театральную сюда не кидаю - только про любимые спектакли сезона и общее настроение.
...Уходящий сезон одной только политикой, волнующей по большому счету лишь самих театральных людей, не исчерпывается. Куда интереснее в этом году было не следить за штатными пертурбациями, а просто ходить в театры. Действительно. Уже давно не было настолько щедрого на восхитительные спектакли театрального сезона. Причем, оглядываясь на уходящий год, можно заметить, что «сделал» его театр игровой.
Именно игра во всех многообразных проявлениях царила в этом сезоне на подмостках.
Игра, а не социально-политический театр, во многом сформировавший сезон предыдущий. И социальность, и политика в немалых количествах проступали в постановках и в этом году, но не эти работы стали вершинами.
Очень разные театры - имени Пушкина, Вахтанговский, Студия театрального искусства, Молодежный, Школа театрального искусства. Авторы далеких друг от друга эпох - Шекспир, Ерофеев, Брехт, Пушкин, Мольер. Режиссеры, исповедующие весьма несхожие стили и направления в искусстве - Сергей Женовач, Юрий Бутусов, Римас Туминас, Дмитрий Крымов, Егор Перегудов, - все они (кто-то вдруг, а кто-то в свойственной себе манере) разыграли свои партии в игровой театральной стихии и победили, зачаровали. Зачаровали публику, подарив своим театрам аншлаги.
Зачаровали и критику, которая стала почти единодушной в своей театральной радости.
Игра захватывала.
Порой приобретая холодноватый литовский акцент, она пленяла изысканной метафоричностью, сквозь которую проступала пушкинская поэзия во всей ее чистоте и свежести. Так на Вахтанговской сцене звучал «Евгений Онегин».
Порой под люстрой из десятков стаканов и бутылок она заставляла давно живущий собственной жизнью текст Ерофеева пульсировать, отзываясь на что-то очень болезненное, очень личное. Так на сцене СТИ актер Алексей Вертков проходил свой крестный путь от Москвы до Петушков.
Порой ей было мало большой сцены, и она выстраивала на ней маленькие подмостки, на которых труппа комедиантов так дурачилась, разыгрывая знаменитый комический сюжет, что фарс вдруг оборачивался драмой - на доли секунды, пока праздничный вихрь рамтовского «Скупого» не накрывал зрителя с новой силой.
Порой она теряла всякие представления о реальности, оставляя от знаменитой комедии лишь крошечный вставной эпизод. Так на сцене ШТИ шел спектакль с самым длинным названием: «Как вам это понравится по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Порой… Порой эта игра заставляла испытать щенячий восторг и радость. Потрясение такой силы, что все слова казались лишними, жили одни лишь эмоции. А потом проходили дни, а с ними и целый пласт мыслей. И снова эмоции. И снова мысли. На русском и на немецком, о доброте и зле, о молодой, но уже такой великой актрисе и, пожалуй, о сильнейшем сегодня режиссере. Так на сцене Театра им. Пушкина Александра Урсуляк играла в спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана»…
Вот таким вот был уходящий сезон. Сезон театральных игр и игрового театра.