кино июня

Jul 07, 2023 13:11

Июнь выдался необычайно хлопотным на работе и дома, с разъездами, встречами, выполнением обязательств и просмотром картин, которые нынче в списках у абитуриентов (удивительные эти списки, надо сказать). А еще я пробовала начать домашнюю индийскую ретроспективу, но, по разным причинам, она у нас застопорилась и частично перенеслась на август.
Пересмотр - Судьба человека. Фильм подбешивает, хотя понимаю, что, по сравнению с малокартиньем, эта частная история солдата, попавшего в плен, - прогресс. Устала от внутреннего монолога (Бондарчук не единожды использует его для подспорья), зато полюбовалась работой оператора.




Чудо-Женщина: 1984. 5. Здесь комментарии.

Переводчик. 5. Здесь комментарии.

Танцор диско. 5. У Джимми давняя травма: из-за злого богача им с мамой пришлось покинуть родной Бомбей. Но вот вчерашний певец на свадьбах становится звездой эстрады и возвращается в родной город совсем в другом статусе. *Мюзикл и боевик одновременно, чтобы никому не было обидно. Сначала изольем душу в песне, потом отлупим обидчиков. Очень странное смешение жанров. *Наверное, я просто не люблю диско. Из всего фильма запоминается только гимн Кришне и постоянные «звездочки» света, которые блестят, но не греют.

Девдас. 5. По роману Чатападхаи (не читала). Сын богача дружит с простой красивой девушкой. Семья запрещает ему женится на ней, а он не готов к решительным действиям, когда узнает о договорном браке своей возлюбленной. И, чтобы забыться, завязывает отношения с куртизанкой. *Есть любовный треугольник, в котором страдают вообще все, но к заглавному герою ни капли сочувствия: он был богат - и в безволии всё растранжирил, он позволял себе любые шалости - и не нес за них ответственности, как только речь заходит об обязательствах - сразу идет на попятную. Испортил жизнь как минимум двум женщинам и одному слуге. Не он такой - среда такая? Но кажется, что смена сельской среды на городскую герою не очень помогла, ведь всё было в его голове.



Еврей Зюсс. 6. Герцогу Вюртембергскому срочно нужны деньги на балет, охрану и драгоценности для жены. Он обращается к торговцу Оппенгеймеру. Тот просит в ответ об услуге: разрешить евреям жить в Штутгарте. *Сюжет во многом близок «Рождению нации», когда противопоставляется добродетельный условный ариец с предельно грешным евреем. Кульминацией становится даже не подстрекательство к гражданской войне в герцогстве, а обесчещивание дочери председателя городского совета. Для обоснования правомерности действий «праведников» прибегают к ссылке и на религиозную традицию (в виде цитат из Лютера), и на закон (следование Конституции, какой бы она ни была в Вюртемберге в 1733 году). *Ну и совершенно ожидаемо на лицо противопоставление «наша прекрасная вера - их варварские традиции» и самопророчество (попытки Зюсса оправдать себя тем, что он всего лишь исполнял указы герцога). В этом плане интересно читать переписку режиссера с раввином перед процессом по денацификации. Не забыть, что постановщик таки выкрутился и после войны продолжил снимать, а вот исполнитель роли Зюсса получил запрет на профессию и, предположительно, покончил с собой.

Детство Кришны. 6. Юный бог всё свободное время занимается проказами: то масло у родственницы украдет, то проучит грубого торговца, то заставит всех вокруг петь и плясать. *Начало ретроспективы сразу выявляет особенности менталитета: оказывается можно рассказывать весело о божественном (ни в Европе, ни в Америке в тот же период никто себе подобного не позволял). Но по жанру - типичная немая комедия, построенная на гэгах, трюках и спецэффектах.

Раджа Харишчандра. 6. Проверка раджи на верность долгу: что станет он делать, если по воле богов лишится царства и семьи? *Типичное немое: всё действие - на первом плане, много пантомимы и в добавок спецэффект с появлением очередного справедливого божества.

Укрась прощальное утро цветами обещания. 6. Макия невольно покинула род бессмертных и решила вырастить обычного младенца-сироту. Она находит пристанище в деревне у крестьян и не знает, что ее сородичи стали жертвой большой политики и эта участь грозит и ей. *Хороший разветвленный сюжет, с динамикой и параллелями (правда, со страшной силой провисает линия Лейлии, которая, как и Макия, становится бессмертной матерью смертного ребенка). Сюжет как для кино, и приемы используются очень киношные - разные ракурсы, разные планы (однако, странно бывает видеть на общем тщательно прорисованном плане белое условное пятно вместо героя_ини). *Главная моя претензия к сценарию: для чего в нем нужна была тема бессмертия? Что она привнесла нового во взаимоотношения родителя и ребенка? Ведь Макия проходит самые стандартные этапы: «я неправильная мать», «ой, как ты быстро повзрослел», «как же мне тебя отпустить». Понимание и решения к ней приходит с опытом, который она получает ровно в те же сроки, что и окружающие ее смертные. В общем, главная тема фильма оказалась банальностью с фэнтезийным «бантиком».



Мусульманин. 6,5. Здесь комментарии.




Таинственный поезд. 7. Мемфис притягивает к себе иностранцев и американцев, тех, кто увлечен рок-н-роллом, и тех, кому безразлично творчество Короля. Они проживают здесь короткую жизнь, чтобы покинуть город с разным чувством. *Много фирменных штучек Джармуша: случайные пересечения в одном месте разных героев, локальные и звуковые повторы, остраненность всякого примелькавшегося. Но философской подоплеки, как в «Мертвеце», еще нет. Есть только наблюдение за тем, как воспринимают американскую культуру, ее идолов, люди извне. Чем ближе, тем спокойнее: японцы восторженны, итальянка скептична, англичанин вообще равнодушен. А для самих американцев это либо бизнес, либо воздух, которым даже не замечаешь, что дышишь.

Хлебный день. 7. В Ленинградской области в глухом поселке живут старики. Раз в неделю они получают хлеб из вагона, который сами же привозят-доталкивают. *С такой реальностью ничего и выдумывать не надо, длинные кадры сами сложатся в рифмы: собака отгоняет своих щенят от молока, которого и ей не хватает - продавщица «лается» с покупателями из-за очередной нехватки хлеба; из магазина никак не выгнать случайно забредшую козу - и последнего докучливого визитера. Поселок умирает, но вместо гробов, которые отправляют в вагонах назад в город, режиссёр показывает солнце, неумолимый жизненный цикл. Самое трудное - не вмешиваться в документирование факта, как бы не хотелось помочь немощным героям, оставить сочувствие и возмущение зрителю.



Разборки в стиле кунг-фу. 7,5. Банда Топоров держит в страхе весь Шанхай, кроме небольшого квартала на задворках города. А когда они пытаются навести там свои порядки, то получают невиданный отпор от мастеров единоборств. *Чрезмерная цитируемость штампов из разных жанров и тотальное подтрунивание придает картинке и сюжету привкус легкой чокнутости. И она отлично оправдывает всё сверхъестественное в картине - в ненормальном мире ненормальные законы. Полеты к Будде, бег на гиперскорости - всё логично. Новое слово в единоборствах - кунг-фу-музыка: и выглядит красиво, и разит беспощадно.




Корпорация монстров. 9. Майк и Салливан - партнеры по испугу. Они нелегким трудом зарабатывают детские вопли, которые поддерживают силы в городе монстров. Но однажды в их мир пробирается абсолютное зло - ребенок. *Настоящее откровение после неудачного «Приключения Флика»! Оригинальная идея - борьба со страхом. Не про стандартное уже преодоление боязни во время инициации, а про социальные корни Ужаса. Общество, живущее за счет него, может выглядеть очень милым. Мастер устрашения в обычной жизни может быть совершенным душкой. К объекту запугивания не должно быть никакой жалости, а потому придумывается образ ребенка-разрушителя. Ну и вывод про непродуктивность страха показан не слишком дидактично. А еще предлагаются альтернативы - юмор, который помогает налаживать контакт, и агрессия, которая подпитывает смелость. И немного взрослой иронии в конце: юмор - это тоже очень непростое занятие, трудно быть хорошим стендап-комиком, проще выезжать на гэгах.

фантастика, неигровое, кино, аниме, календарь

Previous post Next post
Up