Во второй половине месяца благодаря стараниям
the_slider04 смотрим пропущенные фильмы последних лет. "Дорогие товарищи!" Кончаловского в момент выхода в ленте моей вызвали исключительно восхищенную реакцию - актуальное же кино! Беларусь штормило, Хабаровск выступал. А вот теперь злободневность закончилась, а кино осталось.
Забастовка на новочеркасском заводе переходит в демонстрацию с мирными лозунгами - и немирным разгоном. Партработница никак не может найти дочь после ликвидации неудачного выступления.
В этот раз показалось, что Кончаловский играет в Павликовского: черно-белое изображение, детальное восстановление прошлого, поиски могил, запивание горя людьми, преданными партии. Очень уж всё похоже на «Иду». Что есть еще, кроме этого сходства? Пишут умные люди, что аллюзии на «Антигону». Действительно, фабулы друг на друга прекрасно накладываются.
Но кажется, что именно это наложение делает реальный сюжет бессмысленным. Понадобилось режиссёру выбрать из отечественной истории отрывок, в который хорошо вписывается дилемма «долг»-«любовь» - он выбирает не самый заезженный эпизод, молодец. Но относится к нему как к декорации для своей схемы. События в Новочеркасске не реконструируются в полном объеме, только с точки зрения власти, а рабочие показаны как быдло и мародеры (где-то это уже было? Ах, да, излюбленный советский штамп в историко-революционном кино - в отношении любых противников: бессовестные анархисты, уголовники или хапуги). Снайперы (были ли они в действительности?) нужны для сцены внезапного (читай «бессмысленного») убийства в парикмахерской, которое демонстрирует безжалостность власти, но на героиню никакого воздействия не оказывает. На нее вообще ничего не действует: всю картину она катается меж двух недалеких друг от друга точек мировоззрения - «что ж это творится» и «Сталина на вас нет» - и спокойно на последней замирает. Развития - ноль, сопереживания тоже.