кино апреля

May 01, 2020 17:30

Месяц документального кино и английского театра (преимущественно, но не только). Сейчас вообще очень удобно устраивать дома небольшие ретроспективы или тематические просмотры. Можно хвастаться уже знакомым и изучать новое. А еще узнавать правильные ударения - Веном и сквайр Трелони!
Получилось много короткого метра:
- Прага ночью. Вечерняя и ночная жизнь большого города. Кажется, что режиссер знаком со всеми ведущими тенденциями (1927 год на дворе) и знает, что их надо запечатлеть (повторяемое движение, электрический свет), но системно смонтировать не получилось: нет сюжетной последовательности, нет ярких образов.
- Да здравствует кино! Рассуждение компьютера «Одуванчик» о будущем кинематографа в его борьбе с телевиденьем и искусственным интеллектом. Предположения о развитии и сотрудничестве странные, больше похожие на спонтанные или такие, в которых можно продемонстрировать компьютерные возможности (съемки с последующей компьютерной дорисовкой декораций).
- Wholly Communion. Хроника International Poetry Incarnation 1965 г. в Альберт-холле (на котором присутствовал А.Вознесенский!) - антология англоязычных поэтов-битников. Вот для этого и нужно неигровое кино - через хронику сравнивать опыт (с нашим Политехническим). Чистое познание, оценивание невозможно, потому что я знаю крайне мало имен и не знаю всей той тонны контекста, которая была за кадром и в кадре. Наблюдение за процессом: невротики и шаманы, танцующие девушки и пламенные пацифисты.
- Компьютерные игры. Недавно писала.



Веном. 5,5. Неугомонный журналист неудачно берет интервью и лишается разом работы и девушки. Пытается спасти ситуацию и подцепляет соседа к себе в организм. Теперь он слышит голоса и порывается каждому встречному плохишу откусить голову. *Харди - да, сценарий - нет. Столько вопросов «что это было?»: от внезапной смены пиджаков у Дрейка до отсутствия элементарной системы видеонаблюдения в секретной лаборатории. Опыты студий с привнесением юмора в сурьезный жанр (третий Тор, Дэдпул, это вот) очень странный и неровный.
Великая Отечественная. 5,5. Фейспалм тут.



Почему мы креативны? 6. Есть ли ответ на вопрос, что движет творческими людьми? Скольких надо опросить, чтобы получить желаемый результат? *Самое хорошее в фильме - его трейлер и реакция зала на появление Дэвида Боуи (вздох теплой радости). *Заявленная цель - единая теория креативности. Сам режиссер никакой гипотезы, требующей доказательств, не выдвигает, а просто собирает высказывания и пытается их группировать по признакам частичного сходства. Неудивительно, что у него ничего не получается без должных обобщений. Сознательно не обращается к людям науки, которые могли бы объяснить скучно и привычно креативность с точки зрения психологии, биологии или философии. Он коллекционирует высказывания о личном опыте, которые сводятся к неопределенному: «всё из детства» и «такова природа человека». *Одна из проблем «исследования»: может ли креативность решить мировые проблемы? А почему она должна это делать? В фильме нет ни одного примера, когда бы это происходило в действительности.
Дэдпул. 6. Эмоции здесь.
Окно в лето. 6. Счастливая летняя Юлиана просыпается однажды зимней ночью и понимает, что до сбычи мечт ей еще полгода жить. За это время можно попытаться прожить всё ровно так, как уже было (потерять лучшую подругу, уйти из сложных отношений, встретить любовь всей жизни), а можно попробовать всё ускорить. *Не оригинальный вариант альтернативного проживания своей жизни, опять завязанный на любви и смерти и с ожидаемой концовкой.
Победа в пустыне. 6. О битве у Эль Аламейна и окончательном разгроме немецко-фашистских сил в Африке. *Непривычный, по меркам советской школы, незатейливый монтаж, но видимо, фильм должен брать неоспоримой реалистичностью (Оскар 1944 г). Съемки начала ночной атаки с использование саперами белых лент, обозначающих безопасные проходы в минном поле, - еле видны на экране и, если бы не предварительный комментарий, вообще было бы непонятно, что происходит.



Мир тишины. 6,5. Благодаря технике, разработанной Кусто, впервые можно видеть яркий активный мир подводного царства, изучаемый человеком. *Для своего времени (середина 1950-х) это было, наверное, зрелище, потрясающее по красоте и техническому исполнению. Сейчас оно такого удивления не вызывает (хотя бы потому что были поздние сериалы самого Кусто). И кроме экзотической эстетики места в них больше ничего нет. *Очень странный драматургический монтаж (уж не за него ли отвечал значащийся в титрах Луи Маль?). Большая часть фильма выглядит как рекламный ролик команды «Калипсо»: мы можем заниматься и тем, и этим, смотрите, как это красиво и интересно, вы только станьте нашими спонсорами. Сцены без внутренней драматургии и мало связаны между собой. Исследование затонувшего корабля или подводная «прогулка» - каталог возможностей, но из него не получается узнать историю вещей (того же корабля) или людей (членов команды Кусто). *С позиций современной экологической этики фильм совершенно устарел: катание на черепахах, приманивание акул кашалотом и их истребление, взрыв кораллов и глушение рыбы, оправдываемое исследовательской необходимостью - сейчас это выглядит как список обвинения, а не как фильм, заслуживающий Оскар.



Вдовы. 7. Гарри Роулингз позаимствовал весь предвыборный бюджет одного кандидата по заданию другого и погиб. Теперь его вдова должна вернуть деньги. Она постепенно теряет всё, даже веру в мужа. *Очень спокойно и стильно снятая работа о «ловкой мести». Из всех присутствовавших в ней жанров подробнее всего представлена психологическая драма, с постепенным объяснением, почему и как каждая из женщин идет на преступление. Самая трепетная история - у Элис (из созависимого абьюза - в элитный эскорт - к стволу и возможной независимости). Другие темы неожиданно поворачиваются, особенно преемственность власти. Скрытая от камеры истерика Джека Маллигана: камера отказывается от изображения героя ровно так же, как он отказывается от следования пути отца.
Джейн Эйр. 7. Театр Олд Вик. По роману Ш.Бронте. *Сюжет передан достаточно подробно, из нюансов упущена только вторая сестра Сент-Джона и наследство самой Джейн, давшее ей независимость. Из ярких сцен убрали совсем «гадалку», из ярких диалогов - сидение у двери и финальное выяснение. Остаются значимые и понятные сцены, всё ясно. *Кроме Уоррол (Джейн), остальные актеры играют по несколько ролей. Так удается избежать столпотворения на сцене и мельтешения лиц. Это условие очень быстро принимается. Другой вопрос, что не все актеры действительно многолики и могут создать самые разные образы (хотя прекрасен Крейг Эдвардс - и лицемерный строгий мистер Брокхерст, и жизнерадостный пес Пилот). Резкая Элфинстоун органично смотрится только в роли Сент-Джона, а вот Адель и Хелен в ее исполнении выглядят странно. Самая любопытная из сложившихся персонажных параллелей - Мелани Маршалл, которая большую часть действия исполняет роль эмоционального внутреннего голоса Джейн, а потом превращается в Берту Мэйсон. И тут она видится отвергнутой бывшей возлюбленной и одновременно проекцией настоящей. *Вопросы к выразительности: почему внутренний свободолюбивый и принципиальный нрав обязательно должен выражаться в пылкости и дикости главной героини? Широкий мазок, единственно пригодный на сцене? Нет никаких интонационных игр, всё действие - исключительно на драматическом подъеме.
Двенадцатая ночь. 7. Королевский национальный театр. По пьесе У.Шекспира. *Уже привычный гендер-кроссинг с ролями - в сюжете с переодеваниями сам бог велел! Шутиха и садовница получились нейтральны, потому что у них нет ни с кем отношений, а вот Мальволия - огонь: ханжа пуританка становится клоунессой, а потом и трагической фигурой. Тэмсин Грег во всех ипостасях прекрасна! Из главной четверки больше всех вопросов, наверное, к Оливии-Фокс, пылкость чувств которой зашкаливает, особенно в действиях, но в пластике она остается буратинкой.



Один слуга, два господина. 7,5. Королевский Национальный театр. Пьеса Ричарда Бина (адаптация оригинала Гольдони). *В Брайтоне 1960-х кавардак: срывается свадьба дочери местного гангстера, на руку которой теперь претендуют актер-самоучка и восставший из мертвых мафиози-гей. Безработный Фрэнсис готов на любую службу, лишь бы его кормили соответствующе. *Много уместной буффонады, иногда совмещенной с полным физическим погружением зрителя в спектакль (трижды устраивается вовлечение из зала да такое достоверное, что постановочность (?) последнего разгадывается только в самом конце. И то, я до сих пор колеблюсь). Площадный слог не стремится оскорбить - всё только ради смеха. И прекрасная речь бухгалтера-феминистки Долли (та, что в оригинале была Смеральдиной) об утопическом видении «вот придет к власти женщина!» ака F*ck you Thatcher!
Остров сокровищ. 7,5. Королевский Национальный Театр. По роману Р.Л.Стивенсона. *Блестящие декорации - лучшее для того, чтобы следить за действием, а не за интерпретацией. Джим-девушка очень удачно рифмуется со всеми приключениями и даже новые отношения с Сильвером обыгрываются в меру комично.
Бок о бок. 7,5. Исследование противостояния пленки и «цифры» в кино. Могут ли в этой борьбе быть победители? *Компиляция многочисленных интервью, взятых Киану Ривзом у самых разных представителей индустрии: режиссеров, операторов, специалистов по спецэффектам, монтажеров, разработчиков камер. С одной стороны, раскрываются этапы работы с изображением в разные периоды съемок: насколько важно видеть отснятый материал вот прям сейчас или достаточно дождаться проявки daily rushes; в каком изображении удобнее делать монтаж и цветокоррекцию и т.д. С другой стороны, называются все важные вехи для цифрового кино - внедрение первых матриц, фильмы-прорывы, насколько использование «цифры» влияет на визуальное решение фильма. *Всех, у кого брали интервью, можно было бы условно разделить на два лагеря, защитников определенного метода съемки, но есть среди них есть и те, кто менял свою точку зрения. Голосов много и сменяют они друг друга достаточно быстро на экране. Но удачным монтажом здесь достигается эффект, когда фразы, сказанные разными людьми, спокойно воспринимаются как часть одного идейного высказывания.



В поисках Сахарного Человека. 8. В ЮАР начала 1970-х самый популярный исполнитель - американец Родригес, певец внутренней свободы. В Штатах об этом музыканте ничего не знают, а в Африке, как только закончился апартеид, поклонники решили узнать судьбу исполнителя. *Жизнь богаче любого сценария и трудно сначала поверить, что это реальная история. Каждый следующий этап ждешь разоблачения или трагедии, а неожиданно получаешь заслуженный всеми героями хэппи-энд. *Пост-расследование, когда в реальности результат уже известен и дело за тем, как наиболее интригующе преподнести сюжет зрителю, о чем умолчать. Так и не ясно, кому уходили деньги от продаж «золотых» альбомов Родригеса. *Здорово, что во время запоздалого турне в залах было так много молодежи, т.е. музыка не осталась уделом небольшой группки старшего поколения.
The Kids Are Alright. 8. Rockumentary film - документальный фильм-концерт, в данном случае - с выступлениями и интервью разных лет группы The Who (c 1964 по 1978). *Хронология соблюдается формально, заодно нет и никакой назидательной или трагической линии, связанной с Муном (умер через неделю после просмотра чернового монтажа). А есть атмосфера группы, лучшее из лучшего: концертные номера (от Вудстока до номеров, сыгранных для нескольких сотен фанов), интервью на шоу, в которых сложно отличить игру на публику от перехода к спокойной серьезности. После выступления в «Рок-н-ролльном цирке» «роллингов» понимаешь последних (не выпускали запись несколько десятков лет, потому что были зачинщиками, а The Who их просто переиграли).

фантастика, театр, золотой век, неигровое, кино, музыка, календарь

Previous post Next post
Up