Потихоньку просмотры выравниваются. Была маленькая слабость - небольшая ретроспектива Ривза, чью косолапую беготню потом пытались компенсировать различные комедии, которые смотреть часто неловко, но можно поразвлечься, если думать о природе комического. Удалось сходить на один фильм из Артдокфеста (и то потому что про родной край), и в очередной раз подтвердилось правило: не смотри про то, что знаешь. Плюс было достаточно премьер разного качества. Но количество с качеством тяжело соотносятся: чем больше смотрю, тем меньше мгновенно цепляющих вещей.
Репродукция. 5,5. Биолог Фостер пробует перенести данные мозга на цифровой носитель и запустить их в новом механическом теле, но тесты проваливаются. Открытие приходит только тогда, когда в автокатастрофе погибает вся семья ученого и он становится одержим идеей вернуть их всех. *Школа сценарного пофигизма. То, что в «Ночи живых мертвецов» становится только завязкой сюжета, идейным толчком для Гурски, здесь растянуто почти на два часа. И сказать авторам нечего, кроме банальных идей о взаимоотношении телесного и всякого техничного. Но даже тут умудряются наплевать на логику: нейронная память о навыках и телесная память - не одно и тоже (особенно если речь идет о навыках врача, как у жены гг). Оригинальные заходы (жить социальной жизнью своей семьи две недели, пока растут клоны) остаются только заходами, не развиваясь. Финальный поворот с тотальным воскрешением противоречит драматизму сцены выбора на клонирование. *При этом есть запоминающийся из второго плана лаборант, даже слегка развивающийся, пусть и по нисходящей. *К фантастике не имеет никакого отношения: термины ради терминов, а не ради популяризации; новых идей - ноль; вероятность и учитывание дальнейших изменений - ноль.
Джон Уик 2. 6. Баба Яга только разобрался с русской мафией, как сам оказывается в должниках у итальянского босса. Нехотя выполнив его заказ, киллер подставился и снова вынужден воевать со всем криминальным миром. *Из занятного - противопоставление поведения истинного лидера - сестры (глупо, но благородно) и ложного - брата (еще глупее и трусливее вдобавок). Можно было бы воспользоваться этической проблемой прихода власти внутри семьи, но, видимо, она чересчур осложнила бы сценарий и не вписалась в прямолинейные диалоги - и не дала бы развиться третьей части франшизы, а то Уик оказался бы невиновным и неподсудным. *Всё остальное - в рамках жанра (бессмысленно и беспощадно), а бонусом - вальяжный Фишборн!
Джон Уик 3. 6. Славный киллер теперь вне закона, но он пытается достучаться до тех, кто действительно имеет влияние в его мире. На него охотятся все возможные силы, а еще Судья раздает по заслугам тем, кто оказывал помощь беглецу. *Из плюсов: нововведения (Судья, Старейшина) вписываются в уже имеющийся мир, но обращение к Старейшине превращает гг в марионетку без собственного мнения. Увеличивается количество женских персонажей. Оригинальная сцена с погоней на лошади. *Из минусов: неизящные трюки в красивых декорациях и подбор «сбитых летчиков».
Приднестровье. 6. Компания из девушки и пяти парней приятно проводит летнее время. Таня крутит окружающими как хочет и в итоге выбирает свой независимый путь. *Провокационный кастинг главных героев, Тани и Толи. Девушка раскручивает окружающих с помощью разных манипулятивных техник, в том числе секс-капитала. И если она врет окружающим, то точно так же она может быть и нечестна со зрителем. И все эти «как тонко схвачены и подмечеыо режиссером метания молодости» - игра на невидимого, но предсказуемого зрителя. С позиции гг Таня получает еще и роль интервьюера окружающих, делает это неловко, но настойчиво. И когда она задает вопросы Толе, становится совсем неловко за этот ход, потому что мальчик альтернативно одаренный и его детская искренность и откровенность добываются нечестным путем и используются ради того, чтобы придать достоверность сюжету. *Региональная привязка не очень понятна. Снимали где-то под Каменкой. История глухой провинции, в которой делать нечего, с тз Тани, некорректна, потому что подобным людям везде «делать нечего» (в конце едет в Грецию на непонятные заработки с непонятным спонсором, не зная ни слова ни по-гречески, ни по-английски). Единственный момент, который можно считать как местную особенность: на медосмотре Толю просят перечислить дни недели и месяцы и первое он делает по-молдавски, а второе - по-русски, практически без сбоев. При том что ребята общаются между собой исключительно по-русски, Таня дома - на суржике.
Президент Линкольн: Охотник на вампиров. 6. Маленький Эйб Линкольн уже пострадал от вампиров - они убили его родителей, которые всего лишь вступились за сына и за справедливость. Повзрослев, он сталкивается с целым движением - охотниками и жертвами. *Вампирская часть сюжета подгоняется под реальную историческую, и всё причинно-следственное выглядит искусственно. Идея невозможности нападения вампира на единокровника нужна для сюжета, чтобы появился Охотник, но не логична для самих вампиров - зачем увеличивать конкурентов за еду?
Разбудите Леночку. 6. Девочка зачитывается приключенческими книгами до полуночи и потому опаздывает в школу. Классная общественность решает ее проучить. *Эксцентрика во всей красе, но дали бы Жеймо окружение хоть чуть постарше, а то когда она появляется в классе, так сразу заполняет весь кадр на фоне мелкоты.
Война токов. 6,5. Два изобретателя борются за один рынок. Для того чтобы убрать конкурентов, они идут на кражи, чёрный пиар и совершают другие некрасивые поступки. Выиграет тот, чью сторону займет молодой европейский талант. *Характеры Эдисона и Вестингауза не развиваются, да и второго плана (секретаря и Теслы) тоже. Им пытаются придать разносторонность за счёт трагизма (переживание смерти близких), но это мало двигает сюжет, который к тому же очень дробный. *Но очень приятное изображение: насыщенное красками, ощущаемое по фактуре. Напоминает новомодные пазлы с яркими цветами и оригинальной формой каждой детальки.
Орда. 6,5. Мать ханов, Тайдула, видит правду, но не хочет ее обнародовать - и внезапно теряет зрение. К ней призывают разных целителей, среди которых и московский митрополит. Он уверен в своем даре, но лечение почему-то не помогает. *Сценарий (Арабов) логичен во всем, кроме самого факта исцеления: для того чтобы связать выздоровление ханши со страданием и искуплением Алексия, нужно быть христианином. Это решение не вписывается ни в логику экранной Орды, ни в личную веру хана Джанибека в чудеса. А так: хорошие линии и самой ханши (властной и прагматичной), и Джанибека (ленивого и ребячливого), и Тимера (исполнительного и достоверно доброго). *Внутренние монологи митрополита кажутся некоторым перебором с демонстрацией высокодуховности и пафоса. *Традиционная для современного российского кино проблема со звуком решается тем, что большая часть действия происходит в Орде и требуется нейтральный перевод. Как только действие переносится в Русь - пиши пропало, особенно Хаев.
Звездные войны: Скайуокер. Восход. 6,5. Рей никак не может завершить обучение и услышать голоса других джедаев. Кайло Рен разыскивает Палпатина и получает в свое распоряжение самый мощный флот галактики. *Не могу судить о динамике, потому что не видела первых двух частей. Но идеи избранности, противостояний со вселенским злом и принятия темной части себя порядком поднадоели за последние 20 лет. *Единственные две зацепившие вещи - визуального характера: неуловимое преображение Кайло Рена и взаимопроникновение реальностей у Кайло и Рей, которое не просто красиво, но и работает на сюжет.
Парад. 7. Радмило хочет защитить и вдохновить своего бой-френда, для которого крайне важно провести прайд в Белграде. Для охраны мероприятия он приглашает «настоящих мужиков» - бывших участников югославских войн, один из которых его должник. *Для большей комичности используются типичнейшие из типов: если Мирко и Радмило манерны и в шарфиках, то Лимон и Бусинка - типичные «Леха и Лена» из сериала Лили Ким. В европейском обществе обе группы (геи и бандиты) очень легко персонифицируются. Сведение воедино противоположностей и обучение друг друга преимуществам - следование драматургическому стандарту, с добавлением колорита (появление в компании заклятых друзей) и чистого юмора («- Как на работе? - Как обычно: людей хороших тиранили за бабло»).
Цирк. 7,5. Случайно Бродяга становится звездой циркового шоу, а заодно - защитником очаровательной наездницы. Директор заведения злой и жадный, но и на него находится управа. *Привычный набор трюков добавляется занятным операторским решением с зеркальной комнатой. *Мини-исследование природы смеха: искренний смех от случайной нелепости, которая даже не осознается тем, кто смешит. Как только приходит осознанность - пропадает очарование произвольности. Чаплин добавляет еще и своеобразное развитие характера героя: с осознанностью Бродяга приобретает чванство и пренебрежительность. Его путь к спасению - снова стать неуверенным и неуклюжим.
Атлантика. 7,5. Ничем не занятая Ада готовится к свадьбе с договоренным женихом, готовым обеспечить ей благополучную жизнь, но влюблена девушка в простого рабочего, который, оставшись без денег, решает попытать счастье в Европе. Лодка гибнет в океане, но все погибшие странно возвращаются. *Феминизм, проговоренный в Европе, еще новое слово для Африки, и сюжет напоминает, что для борьбы и осознавания еще много места и времени. Проверка на девственность в клинике - это не теоретическое возмущение, а вполне испытание реальностью, которое Аде предстоит пройти для осознания своих границ. *Сочетание мистики и реализма, возможно, рассчитано специально на европейского зрителя, для которого вся Африка - неведомый континент, допускающий что угодно. *Океан как часть жаркой запыленной реальности - приглушен в цветах, лишен эмоций. Безликий старший аркан, судьба.
Сиротский Бруклин. 7,5. Босса сыщика "Бруклина" убивают практически на его глазах. Раскрыть это убийство - дело чести. Но в дело оказываются впутаны влиятельные личности (и это даже не вездесущая мафия). *Маскирующийся под нуар социальный детектив: реконструкция Нью-Йорка идет ценой сноса бедных «черных» кварталов. Активисты - феминистки, им противостоит токсичный расист. То, что могло бы выглядеть конъюнктурой в современном антураже, свежо выглядит для 1970-х. *Хороши различные параллели, которые исходят от идентичных историй, как показатель многообразия реакций и действий, вызываемых одним и тем же событием. Реакция Лауры и Джулии Мины на смерть близких. Или разное поведение сыщиков бюро, как только дело принимает серьезный оборот. *Отступление от канона - Лаура не роковая красотка, хотя существование рядом с ней и угрожает безопасности гг. Но и не «тихая гавань», хотя успокаивать Лайонела - одно из ее дарований. *Болезнь гг - сначала комический эффект, но постепенно он воспринимается всё серьезнее, потому что дело даже не в несдерживаемом повторении слов, а в том, что они выражают припрятываемые другими людьми мысли.
Большая прогулка. 8. Английские летчики скрываются в Париже от немцев и мечтают вернуться домой. Им помогают невольно добрые парижане: маляр и дирижер. *Приятно узнавать парижские места! *Комическое - от ситуаций (всякие путаницы личностей и вещей), от характеров героев Бурвиля и Де Фюнеса.