В этом отпуске наслушалась российских сериалов под завязку (смотрела мама, а я вышивала под одну-две серии). Для того чтобы выносить это по нескольку штук за день, надо иметь стойкий иммунитет к сценарным штампам, плохой игре и социальным посланиям из прошлого века.
Из ретроспектив сходила только на Люмета от Иноекино (заодно прикупила свежевыпущенный перевод "Как делается кино"). На Херцога, наверное, не пойду, потому что плохо переношу Кински. А вот на анонсированного позавчера Формана обязательно!
Реальность кусается. 5. Четверо вчерашних студентов ищут себя во взрослой жизни. Практичные идут по нелегкой стезе товарного менеджмента. Творческие - бесконечно ищут себя. *Драматургия настолько же рыхла и бесцельна, насколько и монтаж фильма «о нас», который снимает гг. К концу сцены забываешь, с чего она началась. Сценаристка - Хелен Чайлдресс, 19 лет. *Проблемы первого послерейгановского поколения: найти себя и… всё. Работать, т.е. быть ответственной и исполнять простой набор функций гг не хочет. Предложение подруги пойти к ней в продажу - презрительно отвергает. Но зато мошенничество с картой отца подано как предел находчивости. *Любецки не спасает.
Жаркие летние ночи. 5,5. Дэнни пытается не заскучать в чужом курортном городе, куда его сослали на лето: знакомится с самым крутым парнем на районе, влюбляется в самую скандальную девчонку, добывает большие легкие деньги. А потом наступает черед платить за приключения. *Инфантильность во всем: время только настоящее или ближайшее прошедшее (будущего, в котором могут быть последствия, не существует, всех персонажей, чье будущее известно, ждет только смерть, они не могут по-взрослому жить с ответственностью); неумение сосредоточиться (клиповый монтаж, необоснованная смена тз, обезличивание второстепенных героев - а как только появляется взрослое лицо (персонаж Фихтнера) оно тут же уделывает всю эту недоросль).
Косатка. 6. В отдел приходит работать майор-аналитик женского полу, и окружающие мужчины моментально заключают пари: кто из них быстрее добьется ее расположения. *С одной стороны, хорошо, что Косаткина берет умом и сообразительностью. А с другой - на этом особенность персонажа заканчивается. Для продления интриги она должна быть нерешительной, внезапной и беспомощной, такой же как все. В итоге всё сводится к покорению ее сердца новым начальником, который внезапно оказывается мужчиной в кубе. *Неожиданное (необоснованное) появление сюжетных линий (вне детективной канвы каждой серии), которые потом провисают на полчаса (возвращение Даны в личное пространство Круглова); смена поведения героев (Косатка и Черепанов). Боевой киносборник №5. 6. Два документальных фильма о работе сил воздушной обороны в Лондоне (на материале хроники) и в Москве. *Английская часть - с чересчур легкомысленным комментарием. Московская - с детальным показом предполагаемой работы штабов (интересно, кем утверждалось, что можно-нельзя показывать в подобных успокоительных фильмах?). *В конце - «караоке», «Священная война». Не волнуйся, он далеко не уйдет. 6. Молодой пропойца попадает в аварию и оказывается парализован. Он привычно ищет спасение в алкоголе, но реально находит его в новом занятии - карикатурах. Ну и без слушающих и слышащих окружающих не обошлось. *Байопик легче и понятнее всего выстраивать с одной тз. Здесь лишь один недочет - слишком рано начинается показ сборов Донни в Нью-Йорк. Если уж решили показывать персонажей только тогда, когда они появляются в фокусе гг, так держитесь до конца. *Нет ни одного развития отношений гг: ни с Донни, ни с Анну, ни с Декстером. Всё как-то ровно и сразу.
Мужчина, который мне нравится. 6,5. Композитор влюбляется в актрису, уезжает с ней на несколько дней в вояж по Америке, несмотря на то, что у обоих есть семья и другие обязательства. Кажется, их отношения - это очень серьезно, но только один из них готов изменить свою жизнь. *Хорошо «как», но не «что». Фильм о фильме (съемки с площадки, на которой знакомятся герои, ничем не отличаются от съемок сюжета) превращается в фильм о фильме о фильме - сюжет становится таким же условным. Это ощущение дополняется межфильмовыми перекличками: адюльтер, ложь партнеру, слишком «французская» женская роль (ага, в американской появилось бы наказание за счастье). Повторяющаяся мелодия в схожем месте действия (аэропорт) - чуть ли не издевка от режиссёра. Особенно с рассказом героя о шаблонах написания лжемузыки (он приводит в пример лжевестерн, но это спокойно может быть и лжемелодрама). *Еще в «плюс» - не разжевывание сюжета, пропуски между эпизодами для догадливых: режиссёр звонит композитору, а тот спит в полной тишине (показан один, но можно сделать вывод, что не в своем номере, а уже у актрисы); обсуждение отлета героя, и героиня невзначай рассматривает проспект озер - дальше они уже в самолете, но над озерами (он ради нее перенес возвращение). Из-за таких пауз есть видимость выбора у героев и незнание этого выбора для зрителя. Тонкость. Мое путешествие по Италии. 6,5. Скорсезе рассказывает, какие итальянские фильмы оказали на него влияние в детстве и юности, как раз тогда, когда появился неореализм, а потом и «внутренний реализм». *То, к чему стремился Виноградов, - лекции о кино с видеопересказом сюжета. Пересказа много, акцента на чисто кинематографических приемах мало. Новая Москва. 6,5. Инженер из Сибири привез на ВДНХ проект «живой Москвы», той, что постоянно перестраивается и делается всё краше и лучше. По дороге, ненароком, герой отбивает девушку у милого эксцентричного художника. Но тот находит себе другую музу - будущего животновода. *Оля комично носится с хряком, но хотя бы понятен ее род занятий. Что делает Зоя? Наверное, просто работает музой, красивой девушкой, умеющей озвучивать чужие презентации. *Много комбинированных съемок, еще даже до демонстрации проекта: рир-проекция (взрыв дома сестры бабушки), макет (переезд дома). *Проект Дворца Советов такой же пошлый, как и ХХС, который из-за него взорвали. My generation. 6,5. Обзор 1960-х: что предшествовало (традиция) - что было (бунт) - что сгубило (наркотики). С показательным рассказчиком - Майклом Кейном, актером из рабочего класса, ставшего звездой - и многочисленными обрывочными воспоминаниями приглашенных участников событий. *В плюс: саундтрек (хотя он весь из greatest hits) и документальные съемки. *В минус: всё по верхам и нацелено только на информирование, но не на создание эмоциональной связи. А когда нет собственного понимания глубины контекста, контакта с показанными событиями не возникает. Есть отзвук и запоминание, связанные с Донованом и Радио Кэролайн, но с тем, что касается, например, дизайна и фотоискусства, - выпадение из восприятия.
Сияние. 7. По роману С.Кинга. *Главная проблема - красиво, но совершенно не страшно. Повесть о двух городах (1935). 7. По роману Ч.Диккенса. *В костюмном фильме слишком чувствуется современность: манеры актеров не соответствуют внешнему облику персонажей. Леонард поставил «Гордость и предубеждение» в 1940 г., тот же стиль. *Как снимались массовые сцены (штурм Бастилии, казнь аристократов)? Просто павильон? *Историческая основа - Карлейль (ук. в титрах) Дума про казака Голоту. 7. По повести Гайдара «РВС». *Абсолютно непосредственные дети перед камерой. *Горлов, играющий атамана Левко, представляет персонажа иронично, иногда это даже пародия - анархист-истерик. Но его действия - серьезны и необратимы (хотя очередное революционное ритуальное убийство сюжетно совершенно бессмысленно). *Субъективная камера - поиск атаманом «подарка» для деда-музыканта. Оператор - Юлий Фогельман. Перед рассветом. 7. Два одиночества встречаются в поезде, почти спонтанно выходят на одной из станций и проводят остаток дня в Вене. Обсуждают философские вопросы и свое будущее. *Спираль развития отношений присутствует, но закручена совершенно не туго. Личное теряется между рассуждениями об отвлеченных понятиях. Познание и принятие другого (реальный интерес, а не для получения выгоды, как в «Прогулке») - долгий процесс, для которого хорошо подходит формат бесцельного ночного вояжа. Без надежды. 7. Австрийцы задерживают венгерских крестьян и пытаются вызнать у них что-то про местных партизан. А для этого все средства хороши: предательские сделки, пытки, одиночные камеры, «медные трубы». *Австрийцы - старые советские? *Степь большая, но место действия всё равно ощущается как камерное (потому еще, что даже «освобожденным» далеко от форта не удается уйти). *Выявление слабого места каждого, кто соглашается на сделку, никак не подчеркивается, никаких эмоциональных нажимов или идеологических проработок. Очень строгие средства - одна-две фразы (богатый хуторянин - против бедноты; наивная молодость - против зрелого опыта). *Звуки только естественные. Песни поют сами пленники. Боевой киносборник №6. 7. Докфильм из Британии - «Женщины на воздушной службе». *«Ненависть» - как просыпается совесть у немецкого летчика, «просто исполнявшего приказ». *«Пир в Жирмунке» - уничтожение отряда захватчиков отравленной едой. Еще много условностей, театральных пауз и в сюжете, и между героями. Но Пудовкин уже не стесняется прибегать к натуралистичности. Убийство в Восточном экспрессе (1974). 7. По роману А.Кристи. *Сложно одновременно пробиваться сквозь акценты и вовлекаться в сочувствие героям. *Финальное откровение от Пуаро, визуализированное с долей пафоса, показывает, что это преступление на самом деле эксцентрично. И к такому содержанию эксцентрический стиль Бранны как раз хорошо подходит. А Люмету важнее было передать стиль эпохи. Боевой киносборник №7. 7. Новеллы, рассказанные неунывающим Швейком в лагере своим сокамерникам и охранникам. *Главная идея - противник не так опасен, когда высмеян: от простого солдата (причем это самая беззлобная насмешка, видна еще вера во врожденную простую доброту угнетаемого класса) до самого Гитлера. Allegro non troppo. 7. Фильм, какого не бывало прежде - смесь анимации и игрового кино! Так презентует картину продюсер. Дирижер здесь, вроде бы, на вторых ролях. А главный человек - художник, который видит музыку. *Название: как темп - «скоро, но не слишком», как настроение - «не очень весело». Название в анимационных сюжетах: кроме «Печального вальса», остальные - трагифарс (как и вся игровая связующая часть), короткие. Быстрота в пластике - через эксцентрику (гэги, несоответствия, трансформации). *NB - «Болеро». От ернической идеи о зарождении жизни от пузырька газировки до эволюционного марша через эпохи.
Серпико. 8. В полиции Нью-Йорка взятки - самое распространенное дело, а молодому офицеру Фрэнку Серпико это очень не нравится. Он пытается достучаться до руководства и обратить внимание на нарушения. Да еще принципиальность ставит его жизнь под угрозу. *Сначала образ гг формируется просто как человека со странностями, хотя любое его действие мотивировано: работает в штатском - должен сливаться с толпой (отрастить волосы, нацепить побрякушки, выучить испанский); хочет продвижения в карьере - дотошно выполняет задания. Этическая принципиальность (не бить безоружного, не заниматься рэкетом) делает его уже опасным чудаком. *Очень сжатое повествование, практически каждая сцена дается без подводки и без микроэпилога - сразу кульминация, иногда звук следующей сцены накладывается на изображение предыдущей. *Пачино-Серпико как пример нового типа героев. Разве «настоящий» полицейский может быть маленьким, шаркающим и временами нелепым? Разве может победить тот, кто не выбивает признания кулаком и никому ничего не подбрасывает? Новая фактура - новое мировоззрение. И еще умение выражать внутреннее напряжение только взглядом, без гримас. *Мужчины с хоть сколько-нибудь длинными волосами - беспроигрышный вариант среди меня)) А еще и с проколотым ухом - всё, выносите! [красота]