Apr 13, 2013 00:42
Поэты бились не на шутку
28 февраля, в последний день зимы, в Harat's Pub прошла битва поэтов - стихотворный слэм. Для начала - о том, что это, собственно, такое. А потом - как это было. Потому что, как показало бурное обсуждение после событие, тема поэзии и поэтов в Иркутске заслуживает разговора.
Что это было
Итак, что такое слэм? Эти мероприятия очень популярны в мире. Перевести это слово каждый волен как угодно, а в данном случае оно означает поэтические турниры. Участники, количество которых не ограничено, по очереди читают свои стихи, каждому дается по три минуты, за превышение регламента снимаются баллы. Оценивается не только качество стихов, но и артистизм, общее впечатление. В отличие от фигурного катания, оценки здесь ставят не профессионалы, от которых ни одна тонкость не укроется, а люди, случайно выбранные из зала. И критерий только один - либо нравится, либо не нравится. Впрочем, совсем далеких от темы людей в жюри может и не быть. Ведь если уж гости на это мероприятие пришли - то как минимум они стихи любят, а, значит, любят хорошие.
Как это было
Несмотря на вечер четверга, зал был полон. Заявилось 14 желающих сразиться за главный приз. О том, что он будет, я лично, например, узнала только после объявления ведущего Игоря Дронова - о том, что всем участникам необходимо сдать вступительный взнос в размере 100 рублей, чтобы вся сумма досталась победителю. Что ж, сто рублей - не сумма, а следить куда интереснее. Кому же она достанется, даже предположить сложно, слишком солидный оказался состав участников. Известные поэты Александр Филатов, Анна Асеева, Алексей Гедзевич, Екатерина Смолева, творческая девушка Наталья Подсосонная - она и свои песни поет, и в слэмах участвует, а еще вождь партии дураков, известный в народе как Петрович - персона весьма артистичная, так что звучных имен хватало. А кроме них - Артем Прыжко, Анастасия Шемякина, Алексей Головко… Ну, и я. Чего уж там.
Анна Асеева вытянула жребий и отправилась «к доске» первой - в силу особенностей фамилии ей, наверное, не привыкать к этому. И, памятуя о том, что высокие оценки принято «придерживать» к концу, попросила жюри:
- Голосуйте сердцем!
Члены жюри общими усилиями собрали для нее 26 баллов. Петрович выдал гениальный фарс, с участием фееричных фигур, вроде Ямщика, Ворона, Хора, Хора спонсоров, и так далее. Зрители заслушались, а что еще надо артисту, поймавшему волну внимания? Хотя Дронов и поднимал руку, давая понять, что время выходит, но Петрович чтения не прекращал, наработав на один штрафной балл. Тем не менее в финал он пробился все равно. А наивысшая сумма - 28 баллов - у Натальи Подсосонной.
В финале меняется жюри, и меняется расклад: у лидера отборочного тура Натальи - 24 балла, по столько же набирают еще два автора, поделив 4-5-6 места. Третий призер - Александр Филатов, который, по мнению многих зрителей из зала, был достоин победы! Но ведь жюри-то - из того же зала! И, по мнению его членов, победу заслужила в этот вечер Екатерина Смолева. Анна Асеева - на втором месте.
Зачем это было
А теперь - что думают по поводу услышанного, увиденного и прочего, гости, организаторы и участники. Игорь Дронов, поэт, призер всероссийского слэма:
-- Самый часто задаваемый вопрос последних дней звучит так: «Зачем в Иркутске возобновлено проведение слэмов»? Отвечаю. Собственно, проведение слэмов никто не собирался прекращать. Просто закончила своё существование площадка, где это всё происходило, а подобрать подходящую новую не получалось. Поэтому спасибо пабу «Harat’s», приютившему нас. Отныне, каждый последний четверг месяца (запоминаем), в 20.00 в помещении паба на улице Октябрьской революции, 1, вас всегда ждут. Теперь впечатления - из гущи событий, как прежде говорили в передовицах. Когда-то футболист Гарри Линекер бросил великую фразу: «В футбол играют все, а побеждает - Германия». Заменим Германию на Екатерину Смолеву, получим искомое. Второе место - Анна Асеева, что тоже обыденно. Третье место - Александр Филатов. Вам не скучно?
Нет в мире никого предсказуемее представителей креативных профессий. Это афоризм. Запишите куда-нибудь.
Вот такой момент непростой Игорь затронул. И победительница Екатерина Смолева, как ни странно, с ним согласилась:
-- Тоже подхожу к ощущению, что себе уже все доказала, а выше головы все равно не прыгнешь. К тому же начинаю вместо радости чувствовать неловкость, что-то вроде «ну вот, опять она». Мне показалось, что общее настроение было какое-то слегка разочарованное. Есть ожидание молодых лиц, свежей крови. Это нормально, это жизнь.
Сам Дронов выступал в роли ведущего, но почему бы к следующему турниру не доверить ее кому-то еще, чтобы поучаствовать самому? Такое было предложение. Ответ таков:
-- У меня с некоторых пор отсутствуют амбиции. В слэме я себе уже всё доказал.
И что же? Если нет молодежи, способной подвинуть опытных, то опытные должны уходить сами - вдруг кто появится? Хм. А вдруг не появится?
Сравним турнир поэтов со спортивными соревнованиями. Да, и там нередко годами побеждают одни и те же. Просто потому, что они, во-первых, на данный момент сильнее, а во-вторых, не потеряли задор и желание выступать. Да, многие новички говорят перед соревнованиями - я все равно не выиграю, победят опять наши мастера… Но надо же соревноваться с самим собой! А главная победа для начинающего - не побояться выйти. Иногда удается «порвать» тех, кого не рассчитывал. Только так рост и идет: постепенная уверенность в себе. Побеждай равных, замахивайся на большее. И никто не знает, где потом пригодится это умение собраться, разозлиться и сделать… немножко больше, чем рассчитывал. А что будет, если мастера будут выступать отдельно, новички отдельно? Да ничего хорошего. Думать нужно, господа, не только о себе и своих ощущениях, но и о тех, кто непременно должен прийти на ваше место. Иначе - «закрытая сборная», куда вход посторонним не светит…
Как это будет?
А пока поэты обсуждают высокие материи, в социальной сети шло обсуждение: а нужен ли вообще этот соревновательный момент? Дело в том, что в январе, на этой же площадке, прошел вечер стихов в формате свободного микрофона, и прошел эдак непринужденно, весело, тепло, никто никого не поносил и не требовал высокого штиля.
-- Атмосфера свободного микрофона, где нет оценок текстам, артистизму и тому подобному, тем и хороша, что встречаются любители, делятся своим, и атмосфера доброжелательности присутствует, - говорит гостья вечера Татьяна, - вспомним первый вечер. Люди на таких мероприятиях находят площадку для выражения своих эмоций, чувств, мировоззрения, а не получить какие-то сомнительные оценки. Какие-то спортивные состязания получаются.
Выступить-то можно, но… Как показала практика: объявления победителя народ ждет, как свистка, после которого начинает вызывать такси, собирать вещи, ходить по залу, пользуясь паузой, и приветствуя своих. Так что желающие выступить в свободном микрофоне такую возможность получили, но их почти никто не слушал. Так что не надо бояться, господа, заявляемся и получаем оценки. Скажу по опыту - все далеко не так страшно! Однако, раз уж спор зашла, стоит сказать: разные формы нужны и заслуживают внимания. Собираемся, ходим на слэмы, ищем друзей, оговариваем разные форматы встреч. Земли хватит на всех.
-- Тут не понравилась даже не сама система оценочная, -- продолжает гостья Татьяна, -- ее субъективность ожидаема, и люди знали, на что шли. Еще раз ставлю акцент на самой атмосфере. Со стороны некоторых каждый выступающий встречался такими гримасами, комментариями… Поэтому и нужен только формат свободного микрофона. Желающие будут точно, но не будет вот таких вот монстров от пера, готовых облить все и вся…
Мда… Ну, тут, конечно, вопрос воспитания каждого гостя в отдельности: позволит он себе подобное или нет. Если позволит, то молчать не станет при любом формате. Момент в другом: почему гости ерничали над текстами? Может, потому, что не все тексты были совершенны, как сказки Пушкина?
После награждения Алексей Гедзевич, известный в Иркутске поэт, попытался оценить тексты с точки зрения профессионального литератора. На мой взгляд - совершенно зря. Мы же не в литературном институте, господа. И если случайно выбранным из зала людям нравится милая девушка Екатерина Смолева, а маститые поэты не нашли отклика в сердцах слушателей, то… таковы уж свойства масс. Елена Образцова поет лучше Аллы Пугачевой, но миллионы россиян слушают именно Пугачеву.
-- Слэм и поэзия - разные вещи, - говорит по этому поводу Игорь Дронов, - это надо чётко понимать. Слэм - движение неформальное, в этом его сила, любые попытки формализовать его - обречены. Всё будет зависеть от того, придут ли люди слушать, будет ли им интересно. Если будет, помяните потом мои слова, от желающих выступать отбоя не будет.
Итак, шоу должно продолжаться, господа! Следующий слэм - в марте. Время и место - прежнее.