Я давно хотела побывать на авиашоу пилотной группы Blue Angels, и вот моя мечта сбылась. Выступление состоялось 19 июля 2015 г. на летном поле города Hillsboro, Oregon.
Мой муж отдал 27 лет службе в US Air Force в качестве технического инженера (в пилоты по зрению не прошёл, но много летал в сопровождении полетов по всему миру), и его комментарии к полетам были бесценными. Мы заранее купили билеты на лучшие места для фотосъемок в Photo Pit, и цена в $60 оправдала ожидания. Действительно, с этой ложи был лучший обзор уже стоящих на поле самолетов пилотной группы и их дальнейших полетов. Компания Intel, дающая 16 тыс. рабочих мест в Hillsboro, была спонсором шоу.
Тайно прошмыгнувших на поле фотографов нещадно гоняла полиция на велосипедах.
Пока готовятся выступления других самолетов, а также парашютистов и планеристов на разогреве, я снимаю самолеты с разных ракурсов.
В тот день была дикая жара - 104°F (40°C) и влажность 13%, как в пустыне, но зато отличная видимость и нулевой ветер.
«Голубые Ангелы» (англ. Blue Angels) - авиационная группа высшего пилотажа Военно-морских сил США. Создана в 1946 году командующим военно-морскими операциями адмиралом Chester W. Nimitz. В настоящее время группа летает на истребителях-бомбардировщиках F/A-18 «Хорнет». При необходимости её самолёты могут быть подготовлены к участию в боевых действиях за 72 часа. Выступления пилотажной группы посещают 11 миллионов зрителей ежегодно.
К подготовительной работе приступают техники самолетов.
Сезон показательных выступлений длится каждый год с марта по ноябрь. В пилотажной демонстрации используется шесть самолетов FA-18 Hornet. К тренировкам могут приступить пилоты с минимумом 1250 часов полетов. Через группы Blue Angels прошли 250 летчиков. Всего в эскадроне 16 самолетов.
Чувствовалось, что эти ребята больше позировали: всё уже давно проверено и отлажено.
Момент старта приближается.
Пилоты и техники приветствуют друг друга.
Ожидается демонстрационный пролет грузового самолета технического обеспечения C-130.
Вот он летит - Lockheed Martin C-130 Hercules.
Трудягу C-130 здесь называют Fat Albert - имя дано в 70-х гг. в честь мультяшного героя-толстяка. Грузоподъемность самолета 20 тонн, максимальный взлетный вес 78 тонн.
Fat Albert тоже совершил несколько маневров: high performance takeoff (Low Transition), Parade Pass (Photo Pass. The plane banks around the front of the crowd), Flat Pass, Head on Pass, Short-Field Assault Landing.
Хорошо бы знать заранее название всех маневров и настраивать камеру. Приходилось учиться схватывать кадр на ходу.
Шоу Blue Angels начинается с четких команд и отрепетированного построения техников.
Технический персонал распределяется по машинам.
Пилоты строем маршируют к самолетам.
Расходятся по своим машинам с личным именем на борту.
Каждый техник синхронно замирает именно в такой позе.
Синхронно же все шесть снимают вспомогательные лестницы. Заводятся двигатели.
FA-18 Engine Start-Up and Taxi Out. Четыре самолета уходят влево, два - вправо.
Взлеты я сняла на видео, пока еще не смонтировала.
Полеты начались. Шоу сопровождалось профессиональными комментариями и динамичной музыкой.
Section High-Alpha Pass: (tail sitting) - самый медленный маневр их шоу. Во время маневра два самолета замедляются до 125 узлов (232 км/ч) и держат нос F/A-18 до 45 градусов ("горка").
Тут должен быть кадр момента схождения самолетов. Но я же только учусь! Опоздала с затвором.
Два одиночных делают проход "knife-edge" pass. Самолет на втором плане на самом деле немного выше, чем ближайший самолет, чтобы они выглядели в линию к публике.
Sneak Pass: the fastest speed of the show is about 700 mph (just under Mach 1 at sea level).
Демонстрация одиночного полета с около сверхзвуковой скоростью 700 миль в час, т.н. Sneak Pass на высоте 100 футов над землей. Это что-то совершенно удивительное для меня: самолет пролетает перед тобой почти совершенно беззвучно, и вдруг за ним взрывается звук! Вспомнился Андрей Вознесенский с поэмой "Оза":
На крыльце, очищая лыжи от снега,
я поднял голову.
Шёл самолет.
И за ним на неизменном расстоянии
летел отставший звук,
прямоугольный, как прицеп на буксире.
На этих фото соединила последовательные моменты полета.
Left Echelon Roll: The roll is made into the Echelon.
Diamond Roll.
Opposing Knife-Edge Pass. Опять не поймала момент схождения, но тут еще интереснее - Opposing Inverted to Inverted Rolls.
Diamond 360: Aircraft 1, 2, 3 and 4 are in their signature 18" wingtip-to-canopy diamond formation.
Фирменный маневр Голубых Ангелов: пролет ромбом с минимальным расстоянием 45 см между самолетами.
Diamond Dirty Loop: The diamond flies a loop with all 4 jets in the carrier landing configuration.
Маневр с выпущенным шасси.
Echelon Parade.
Line-Abreast Loop. No.5 joins the diamond as the 5 jets fly a loop in a straight line.
Один из самых трудных для выполнения маневров - петля пяти самолетов в ряд.
Double Farvel: Diamond formation flat pass with aircraft 1 and 4 inverted.
Проход четырех самолетов ромбом, из них 1-й и 4-й перевернутыми.
Diamond Roll: The whole diamond formation rolls as a single entity.
Переворот ромба: весь ромб переворачивается как единое целое.
Diamond Aileron Roll: All 4 diamond jets perform simultaneous aileron rolls.
Delta Formation.
Идеальные прямые!
Delta Roll
Loop Break Cross (Delta Break). Самолеты разлетаются в шести различных направлениях, выполняют половины кубинских восьмерок, затем пересекаются в центре представления.
Конечно, это шоу надо смотреть в видеозаписи, и не все фигуры мне удалось захватить. Но впечатление осталось потрясающее!
Capt. Jeff Kuss, U.S. Marine Corps Narrator, комментировавший все фигуры по радио с башни, выходит на поле и завершает шоу.
Построение команды техников перед выходом на поле.
Приземляются в том же порядке, как и взлетали: четыре слева, два справа.
Ну всё - работа сделана.
Capt. означает звание полковника в Navy - Военно-морском флоте США.
Настоящий полковник!
Команда держит строй до конца. Всё очень четко и слаженно и на поле.
А спины все мокрые.
Техники объезжают трибуны, приветствуя зрителей.
Через час и летчики выйдут к публике раздавать автографы. Я, к сожалению, была уже на последнем дыхании от ужасной жары в 40°C, и мы решили ехать домой. Но в следующий раз обязательно встречусь с летчиками поближе. Моему восхищению их мастерством нет предела! Молодцы ребята.