Приманка для музы. Психология творчества

Dec 19, 2024 08:46


Сегодня для тематической недели психологии я решила написать о некоторых психологических и не только штучках, которые позволят приманить Музу. И не просто приманить, а на какое-то время уговорить её посидеть с вами.



Я на днях вспоминала, как писала «Сны в ожидании зла», как заканчивала одним махом (пусть и коряво) «Таро Немезиды» и думала, почему же не начала писать «Чужое сердце». Возможно, что тогда Муза была, а потом - нет. А может быть, просто происходило что-то другое, и мой мозг не мог дальше продуцировать то, что вылилось в эти книги.

Творчество один из вариантов деятельности, пожалуй, это сложно оспорить. Другое дело, что деятельность эта уникальна, как и её конечный результат. Почти традиционно многие люди относят к творчеству только изящные искусства или сферы к ним близкие. Тогда как творчеством может вполне являться практически любая деятельность человека. Не зря выделяют разные виды творчества (художественное, философское, мифологическое, бытовое, научное, профессиональное и думаю, что ещё много других вариантов).

Многим творческим людям требуется Муза, лучше две или три. И порой усилия по её поиску и удержанию намного превышают усилия, затрачиваемые на саму деятельность.

Если разумно ограничить приманки для Музы несколькими пунктами, то получается примерно следующее.

Появление Музы может зависеть от:

1) времени суток;

2) времени года;

3) климатических условий;

4) социальных условий;

5) экономических условий;

6) конкретных бытовых условий;

7) наличие определенных инструментов для творчества;

8) различного рода фетиши, талисманы, амулеты, в общем, все, что напрямую в творческом процессе не нужно, но влияние на него оказывает, сюда же можно отнести стимуляторы и депрессанты любого происхождения;

9) опционально…(придумайте сами, и если что - изложите в комментариях)

Если расширить этот список, то он рискует превратиться в бесконечное перечисление, если сократить, то можно выделить пять приманок для Музы.

Итак, чтобы приманить Музу обязательно (не обязательно): определенное время, место, инструмент, стимулятор (смотри 8 пункт выше). Итого как минимум 8 сочетаний. Это же позволяет условно разделить творческих людей на несколько типов (минимум 9).

Например, есть творческие люди, которым не важно когда и где работать, но они зависимы от конкретного инструмента и не могут творить без стимулятора (кофе, сигареты, музыка и т.п.). А есть и такие, для которых ни место, ни время, ни инструменты, ни стимуляторы значения не имеют. (Пожалуй, это про меня).

Сводила я эти варианты при помощи решетки Пеннета. Почему бы и нет? Так как искать в темноте старый конспект по математической статистике и теории вероятности, а в нем формулу подсчета вероятности расположения признаков было явно лениво. Поэтому мне пришлось принять за основу тот факт, что каждый из аспектов или есть (А) или нет (а). А соединение А и а приводит к реализации варианта А, так же как соединение доминантного и рецессивного аллеля, к проявлению доминантного.

Если верить тому, что получилось, что определенных типов явно будет больше, и некоторые факторы будут проявлены больше по сравнению с другими. Так что, остается только вычислить свои ловушки для Музы и использовать.

Но мне думается, что лучший вариант - это избегать зависимости в творчестве от чего бы то ни было. Не призываю творить в любых условиях и чем попало. Но порой не стоит мертвой хваткой цепляться, например, в ноутбук, и слепо верить, что творчество рождается, только если печатать, или наоборот не выпускать из рук любимую ручку своей прабабушки. Многие не видят возможности творить без некоторых внешних условий (тишина или же шум).

А ведь в творчестве так важна свобода, в первую очередь свобода психологическая. Сложно ведь будет что-то придумывать и делится этим с другими, когда внутри что-то подсказывает, что неправильно или нехорошо, или недостаточно хорошо. Многие очень талантливые люди болезненно застенчивы и не могу рекламировать себя и свои творения. Есть те, кому сложно принимать критику, и это не только касается творчества. Я б сказала, что психология творчества - это про свободу принятия. И про выбор. И вот про выбор я напишу отдельно. 

Литературное, #зимниесказки, Психология

Previous post Next post
Up