Государственная политика в сфере обращения с отходами ориентирована на поэтапный запрет захоронения отходов, пригодных к вторичной переработке. Эта работа в России только начинается. Сознавая экологическую и социальную ответственность, ОАО «РЖД» добровольно с 2014 года приняты обязательства по организации на сети железных дорог селективного сбора части отходов: бумаги, стекла, пластика, металла, в офисных зданиях и на вокзалах. Целями проекта являются выделение ценного вторичного сырья, снижение потоков отходов, поступающих на объекты захоронения, экономия сырьевых ресурсов и упорядочение сбора отходов в структурных подразделениях компании. Ежегодно всё больше предприятий компании присоединяются к проекту, закупаются специальные ёмкости для раздельного сбора отходов, проводится разъяснительная работа с персоналом. Вместе с тем сдерживает эту работу отсутствие на территориях субъектов Российской Федерации развитой инфраструктуры селективного сбора, сортировки и переработки отходов, объектов для их захоронения, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства.
[Подробности] Пластиковая упаковка - злейший враг окружающей среды: её находят в водах Арктики, в Марианской впадине на глубине 11 тыс. м, в желудках птиц и млекопитающих. С 1 января в России введён закон о раздельном сборе мусора, запрещающий выбрасывать в общие контейнеры бумагу, картон, стекло и пластик. Эта мера должна увеличить объём вторичной переработки пластиковых отходов. Раздельным сбором мусора на своих объектах занимаются и РЖД.
Пассажирские поезда В поездах «Сапсан» с 2014 года функционирует программа раздельного сбора макулатуры и оставшегося мусора. Тогда были созданы специальные тележки, разделённые на секции для обособления отдельной фракции под макулатуру. Для удобства пассажиров каждая секция тележки была помечена специальным значком-стикером, на котором была указана принадлежность фракции. С апреля этого года программа переходит на новый уровень: теперь из собранного мусора можно будет выделить пластиковые отходы. Специально для этого в «Сапсанах» обновили мобильные тележки, там появилась ёмкость, куда и будут складировать пластик. «Учитывая опыт прошлых лет, мы также пометили специальными стикерами тележки, благодаря которым пассажир понимает, где фракция для пластика, а где для прочих отходов», - уточнили в Дирекции скоростного сообщения. Также пассажиров «Сапсанов» информируют о необходимости бережного отношения к окружающей среде - на верхних мониторах в поезде размещён тематический видеоролик. Стоит отметить, что ещё пять лет назад в «Сапсанах» началась замена пластиковой посуды на экологически чистую, одноразовую. «Эта посуда изготавливается из растительных материалов: кукурузного крахмала и других природных материалов, - рассказали в Дирекции. - В почве они полностью разлагаются, не выделяя вредных соединений и токсичных запахов, а затем превращаются в органическое удобрение». Разделение мусора по разным фракциям - дополнительное удобство для работников клининговых компаний: благодаря этому они экономят время при формировании отходов для повторного использования и оставшегося мусора. Собранные таким образом отходы и пластик будут передаваться компаниям, которые работают на рынке вторсырья, для дальнейшей переработки и использования их в производстве. Ежегодно в поездах собирается и передаётся на переработку свыше 30 тонн макулатуры, из которых изготавливают упаковочный картон и обёрточную бумагу, что эквивалентно сохранению примерно 460 взрослых деревьев.
Сбор на вокзале На вокзалах сети также внедряют систему раздельного сбора мусора. Эта работа ведётся с 2014 года. «За это время такие урны установили на 61 вокзале из 348, - уточнили в Дирекции железнодорожных вокзалов. - Установка специальных урн полдела. Пассажиров нужно постоянно информировать о том, как важно бережно относиться к окружающей среде. Мы оповещаем о раздельном сборе отходов, рассказываем, как сортировать мусор, размещаем просветительские плакаты по экологической тематике. На 41 вокзале транслируем экологические видеоролики». В прошлом году на 116 вокзалах, где установлены урны, было собрано 116 тонн мусора, в том числе 83,5 тонны бумаги, 15 тонн пластика, 9 тонн стекла. «Мы стараемся снижать объёмы твёрдых коммунальных отходов на самих вокзалах, - отметили в Дирекции. - Для этого мы установили 18 пресс-компакторов, которые прессуют отходы, уменьшая их объём, что в итоге снижает наши затраты на вывоз мусора».
Привычка разделять «Важно приучить людей к действию, - уверена начальник Центра охраны окружающей среды на Южно-Уральской дороге Оксана Черноволова. - Раздельным сбором отходов на дороге занимаются с 2014 года. На предприятиях установлены контейнеры для стекла, пластика, прочего бытового мусора. Заключены договоры на их вывоз. Но в итоге раздельно собранные отходы вывозятся на один полигон. Пока инфраструктура переработки отходов полностью не готова, будем вырабатывать навык». «Концепция, которой мы должны следовать, - раздельный сбор отходов, - отметил начальник Центра охраны природы на Свердловской дороге Эдуард Рябухин. - Мы пытались и пытаемся его внедрить, но в итоге при отправке отходов всё оказывается в одном контейнере». А в прошлом году СвЖД передала во вторичный оборот более 5 тонн пластика. По словам Эдуарда Рябухина, сегодня в Екатеринбурге определены региональные операторы, которые начали заниматься вывозкой селективных отходов. Это «Спецавтобаза», «Экосервис» и «Рифей». Они начали внедрять систему сортировки. С двумя из них у СвЖД заключены договоры. Во многих городах России отсутствуют переработчики пластиковых отходов. В целом по стране рынок вторичного сырья только набирает обороты, его инфраструктура не развита. Учитывая изменения законодательных требований и постепенный запрет на захоронение отходов, которые могли бы быть использованы повторно, в депо Дирекции тяги готовы организовать сбор отходов пластика. «Первой проблемой на этом пути является небольшой объём образования пластиковых отходов в депо, - пояснила ведущий инженер по охране окружающей среды службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги Марина Грачёва. - Переработчикам невыгодно забирать небольшие партии. Проблему можно попробовать решить, объединившись для сдачи отходов с другими структурными подразделениями, расположенными в одном узле». Сейчас идёт формирование экологической концепции ОАО «РЖД» по вовлечению отходов во вторичный оборот. «При её реализации мы предлагаем рассмотреть возможность создания экотехнопарка ОАО «РЖД», - говорит Марина Грачёва. - Необходима инвестиционная программа развития инфраструктуры раздельного сбора отходов, создание соответствующих контейнерных площадок, приобретение оборудования и техники». По её словам, надо дать возможность внедрить научные исследования в области вовлечения отходов во вторичный оборот.
Научный подход К слову, такой опыт существует. Студенческое научно-конструкторское бюро Дальневосточного государственного университета путей сообщения создало первую рабочую модель экструдера (машина для размягчения материалов и придания им формы путём продавливания через профилирующий инструмент) для 3D-печати. И бытовой пластик идеально подходит в качестве сырья для создания моделей. В лаборатории стоит 3D-принтер, который использует инженерный пластик повышенной прочности. Детали из него можно применять в механизмах. Здесь есть токарный и фрезерный станки с числовым программным управлением, которые позволяют изготавливать элементы из металлов, верстак для грубой обработки и стенд для работы с электроникой. Полный цикл производства в миниатюре. Иногда печать сбивается, деталь выходит с браком. Приходится выбрасывать. На простых 3D-принтерах 100 граммов изделия обходится в 18 руб., при печати с хорошим качеством - в 120 руб. Бракованную деталь уже не переделаешь, а пластик на неё потрачен. Экструдер эти отходы будет заново переплавлять в струну, которую снова можно использовать в печати. Кроме того, он позволяет использовать для печати пластиковые бутылки. «Мы просчитали математическую модель устройства и экономическую составляющую проекта, - говорит начальник организационно-технического отдела координационного центра научной подготовки студентов ДВГУПСа Александр Холодилов. - Теперь хотим выйти на производство серии экструдеров. Также мы немного изменили сам проект, чтобы принять участие в конкурсе грантов Федерального агентства по делам молодёжи». Следующий этап - экологический центр. Авторы проекта хотят организовать сбор пластика по городу, перерабатывать его и производить гранулы, которые могут использоваться как в 3D-печати, так и, к примеру, в благоустройстве спортивных площадок. На производство одного экструдера студентам необходимо около 350 тыс. руб. Сейчас авторы проекта готовят заявки на участие в грантовых программах, чтобы воплотить готовый проект в жизнь. Другое применение для собранного пластикового мусора - производство композитных шпал. Композитная шпала имеет свои преимущества перед деревянной и бетонной, что позволяет ей занять свою нишу в строительстве путей, причём не только для поездов, но и для трамваев и метро. Тяжёлая бетонная шпала эффективна на прочном основании, однако многие участки на Севере и на Восточном полигоне - это пучинистые грунты с сезонными колебаниями выше 25 мм. К примеру, именно на Восточном полигоне сосредоточено до 60% всех таких сложных участков на сети. Сейчас там приходится широко использовать деревянные шпалы, однако срок их службы гораздо меньше, чем у композитных, и они требуют повышенного внимания. В то же время перед ОАО «РЖД» стоит задача сократить в таких удалённых местах количество персонала, который следит за инфраструктурой. После окончания срока службы пропитанное химическими веществами дерево необходимо утилизировать как материал повышенной опасности. Только в прошлом году РЖД пришлось переработать 2,8 млн таких шпал. Композитная шпала служит порядка 50 лет (втрое дольше деревянных), и после этого срока из неё можно легко и просто изготовить новую. Материал шпал является диэлектриком, снижает вибрацию, экологичен. Шпалы минимизируют текущее содержание и количество ремонтов, их также можно использовать в качестве бруса на мостовых пролётах. И они обладают повышенной ремонтопригодностью за счёт заливки специальных композитов в разработанные отверстия. Сейчас производится порядка 50 тыс. единиц в год, но при увеличении спроса можно выпускать 100 тыс. и более. «Наша компания сотрудничает с рядом полигонов, которые собирают и перерабатывают пластиковые бутылки, пакеты, канистры и другое сырьё, - рассказывает руководитель проекта по производству композитных шпал ООО «Аксион Рус» Тимур Бочаров. - Типы материала обговариваются заранее. Фактически вся шпала и состоит из этого пластикового мусора. Последние год-два появилось много компаний, которые собирают пластик, и проблем с заказами нет». Десятки тысяч таких композитных шпал уже уложены на трамвайных путях и в метрополитенах России и стран СНГ. Шпалы успешно прошли эксплуатационные испытания на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке с наработкой более 800 млн тонн брутто. Единственная проблема - это цена. Композитная шпала сейчас раза в три дороже деревянной. Но если учесть жизненный цикл изделия, то при применении композита на километре железной дороги можно сэкономить до 30 млн руб. за счёт обслуживания.