Дорога победы

May 01, 2019 16:56



8 мая на экраны страны выходит фильм «Коридор бессмертия». Картина построена на малоизвестном историческом материале и посвящена участникам обороны Ленинграда, железнодорожникам, о подвиге которых в послевоенные годы по разным причинам официальная пропаганда предпочитала не упоминать.
С момента возникновения идеи фильма до её воплощения прошло 10 лет, рассказал режиссёр, продюсер и один из авторов сценария Фёдор Попов. В основу сюжета легла статья писателя и публициста Дмитрия Каралиса, в которой он описал, как сразу после прорыва блокады Ленинграда, в январе 1943 года, за 17 дней была построена железнодорожная ветка протяжённостью 33 км. Она была проложена по льду, шла вдоль левого берега Невы и южного побережья Ладожского озера между станциями Шлиссельбург и Поляны.

«Я сразу понял, что этот сюжет - настоящая находка для будущего фильма, - рассказал Фёдор Попов. - В нём есть масштаб и глубина. И не откладывая в долгий ящик решил писать по этому материалу сценарий. Но он пробуксовывал. Тогда я обратился к Дмитрию Каралису, отец которого был одним из тех, кто водил поезда по этой ветке, и предложил написать сценарий вдвоём. Он согласился». Историческим и литературным консультантом фильма выступил писатель, фронтовик и ленинградец Даниил Гранин.

Героями фильма стали те, кто строил Дорогу победы. В основном это были женщины. Когда по этому железнодорожному пути пустили составы, немцы обстреливали их с воздуха и из артиллерийских орудий. Бригадам, которые работали на поездах, приходилось идти на хитрости. Они, например, зажигали дымовые шашки - чтобы противник считал свою атаку успешной и прекращал её. Железнодорожники вывозили из осаждённого города детей, взрослых, оборудование, а затем возвращались, доставляя ценный груз - продовольствие для жителей блокадного Ленинграда и военное снаряжение для его защитников. Это было очень опасно, поэтому железнодорожники прозвали эту дорогу «коридором смерти».

У главных героев фильма есть реальные прототипы. У персонажа Маши Яблочкиной в исполнении Анастасии Цибизовой - Мария Ивановна Яблонцева. Георгий Иванович Фёдоров был прототипом начальника поезда Георгия Фёдорова, которого сослуживцы в фильме (и, оказалось, в жизни) звали Жора Полундра. Его играет Артём Алексеев.
«Мы не ставили перед собой задачу показать биографически точно характеры главных героев, - говорит Фёдор Попов. - Но в каждом из них есть что-то от прототипа».

Отвечая на вопрос, почему о Дороге победы до сих пор знают единицы, Дмитрий Каралис ответил: «После снятия блокады Ленинграда стала широко известна Дорога жизни, которая проходила по Ладожскому озеру. Но её использовали для доставки 25% грузов, остальные 75% перевозили по Дороге победы. Дорога жизни стала символом мужества ленинградцев. Наверное, кто-то наверху подумал, что незачем создавать второй символ... Кроме того, в конце 40-х - начале 50-х годов было так называемое Ленинградское дело, тогда репрессировали многих партийных и государственных руководителей, уроженцев Ленинграда. Таким образом, ленинградцам как бы дали понять, что не нужно слишком привлекать к себе внимание, напоминая о блокаде».

Кстати, никто из тех, кто водил поезда по этой ветке, не получил орден Великой Отечественной войны. Как объясняли чиновники, потому, что они воевали без оружия, рассказала Мария Яблонцева в документальном фильме о Дороге победы.

Игорь Ясулович, сыгравший небольшую, но яркую роль, признался, что считает для себя делом профессиональной чести сниматься в фильмах о войне. «Хорошо, что сейчас мы вспомнили об этой героической истории, - сказал актёр. - О тех 9 тыс. женщин, которые строили эту дорогу, и неизвестно, сколько их погибло во время стройки. Очень хорошо, что в фильме нет победных фанфар, а есть человеческие судьбы».

Режиссёр ленты Фёдор Попов выразил благодарность руководству РЖД и сотрудникам Октябрьской железной дороги за помощь в организации съёмок.

Наталья Гриднева

новости друзей, Великая Отечественная война, настоящая железнодорожная магия, кино

Previous post Next post
Up