Ленивый январский пост о фантастике и войнах

Jan 06, 2020 07:32

Продолжая разбирать черновики, я обнаружил, что в 16-м году сохранил цитату из этой статьи. Сама статья представляет собой разбор "Властелина Колец" как квазиисторического документа через призму диамата и Гумилева и тоже довольно интересна. Однако, мне в ней приглянулся следующий отрывок:

Подобный стиль ведения войны, характерный и для европейского Средневековья, был обусловлен сходными политико-экономическими причинами. Обезлюдевшее Средиземье, в значительной мере вернувшееся к натуральному хозяйству, не давало ни стимулов, ни ресурсов для сокрушительных военных предприятий. Большинство территорий представляло ценность лишь как ресурс для колонизации, но для того, чтобы освоить вновь завоеванные территории, требовалось время и относительная пассивность противника. Обедневшее и малочисленное население не могло кормить больших постоянных армий. Характерно, что оба больших сокрушительных похода эпохи - Гондора против Ангмарского королевства и Мордора против Гондора в Войне Кольца - готовились в течение не менее года каждый. Время требовалось для мобилизации материальных средств и людских ресурсов, т.к. и того и другого было мало и были они в распыленном состоянии. Приходилось дожидаться подхода войск отдаленных союзников, требовалось время на строительство кораблей, осадных машин и т.д. Отсутствие местных средств на ТВД и разрушение дорожной сети препятствовало действиям больших армий. Поэтому даже полный разгром армии не приводил к падению государства - оставалось еще много ресурсов, не введенных в дело, а победители, как правило, не имели достаточно сил, чтобы использовать результаты победы.

Основой устойчивости государств были крепости, взять которые можно было только длительной осадой. Так, победа, над Роханом, одержанная дунландцами и истерлингами в 2758 г., оказалась безрезультатной, т.к. роханские войска пересидели зиму в Хельмовой пади и Дунхарроу и дождались, пока не подойдут гондорские подкрепления, а враги не разойдутся по домам. Что и не удивительно, ибо войско дунландцев явно представляло собой племенное ополчение и должно было вернуться домой к весенним полевым работам. В этом соревновании на выдержку рохиррим (тоже ополченцы) доказали свое превосходство в пассионарности и, что не менее важно, сознательности, в отличие от яростных, но нестойких гармоничников-дунландцев.

О космоопере

Чем же он мне приглянулся? А тем, что под это описание идеально подходит условно реалистичная космоопера. Только отсутствие стимулов и ресурсов для сокрушительных военных предприятий объясняется не тем, что земли обезлюдели, а тем, что они никогда и не были как следует заселены. Возможно, и обезлюдели тоже. Вспоминаем The Expanse, ситуацию накануне "Восстания Персеполиса". Ключевые тезисы:
1) Большинство территорий представляет ценность лишь как ресурс для колонизации, но для того, чтобы освоить вновь завоеванные территории, требуется время и относительная пассивность противника.
2) По отношению к огромности доступной территории, материальных средств и людских ресурсов у всех ключевых игроков мало, и они находятся в распыленном состоянии. При этом, технически никто никого на голову не превосходит, и "побед по вундерваффе" обычно не случается. Нужно честно бодаться экономиками.
3) Особенности ТВД препятствуют действиям больших армий, потому что космические полеты не так уж дешевы, а межзвездные экспедиции еще дороже. Причем разница достаточно заметна, чтобы при прочих равных защитник всегда имел сокрушительное преимущество, и для успешной наступательной операции требовалась концентрация сил.
4) Аналогом крепостей являются столичные системы, которые освоены на голову лучше, чем колонии, и набиты оружием и ресурсами достаточно плотно, чтобы отбить любой адекватный штурм. Единственный способ взять такую "крепость" - сколотить достаточно большую коалицию, чтобы она смогла заплатить по "межзвездным" тарифам больше, чем защитник по "космическим".

Как следствие, даже в случае полного разгрома одной армии, у любого государства останется еще много ресурсов, не введенных в дело, и достаточно времени, чтобы зализать раны. И мы получаем, что история в нашей космоопере идет в том же черепашьем темпе, что и история Средиземья. Полностью антагонистичные расы существуют друг рядом с другом тысячелетиями, а масштабных конфликтов за это время было несколько десятков. Войны, которые заметно перекроили политическую карту, и вовсе исчисляются единицами. Зато стороны могут донимать друг друга разнообразным терроризмом и спонсировать пиратов-рейдеров.

О фэнтези

Если мы вернемся к жанру, о котором исходный текст, окажется, что в большинстве миров героического фэнтези эти условия тоже выполняются. Мало того, что основой экономики является натуральное хозяйство с низким прибавочным продуктом. Миры в значительной степени представлены глушью, в которой герои приключаются, и данжами, которые они кровлят. Посреди этой глуши редкими островками цивилизации выступают города, где происходит социальное взаимодействие. Будут это города-государства или части королевства, глушь неизменна. Следовательно:
1) Большинство территорий представляет ценность лишь как ресурс для колонизации, причем их еще надо зачистить от кишащей здесь монстры.
2) По отношению к огромности доступной территории, материальных средств и людских ресурсов у всех ключевых игроков мало, и они находятся в распыленном состоянии.
3) Особенности ТВД препятствуют действиям больших армий.
4) Любое завоевание - это опасная авантюра, в ходе которой надо сначала победить логистику, а потом еще и удержать завоеванное. Зачищать монстру выгоднее.

Поэтому, если не принимать во внимания миры, специально разработанные для насыщенной политической жизни, для типичного героического фэнтези вполне оправдана ситуация, когда всяких разбойничьих набегов полно, но вот масштабных войн кот наплакал, а заметных изменений политической карты еще меньше.

О современности

Также нетрудно заметить, что в нашем реальном мире эти условия последние сто лет выполняются с точностью до наоборот в своих ключевых частях.
1) Полным-полно территорий, обладание которыми представляет ценность, собираемую за разумное время.
2) У всех ключевых игроков более чем достаточно людских и материальных ресурсов, которые находятся в концентрированном состоянии.
3) Развитие транспорта и наличие местных средств на потенциальном ТВД делает возможным действие больших армий. Даже на другом конце планеты от метрополии.
4) Никакого аналога крепостей нет. Все, что последние 200 лет строилось как крепости, могло лишь задержать наступающую армию на какое-то время, но не остановить.

Ничего удивительного, что ХХ век стал веком тотальных войн на всех уровнях: от племен в Африке, до блоков из трех-четырех великих держав. И что история резко ускорилась, когда нам стало тесно на планете, затормозив только перед лицом гарантированного взаимного уничтожения с помощью ядерного оружия. Но слепо переносить такие реалии в космооперу или фэнтези точно не стоит.

космос, фэнтези, фантастика

Previous post Next post
Up