Aug 03, 2016 15:45
Социологи говорят о том, что в любой области человеческой деятельности есть три [эволюционных] уровня:
1. Технико-инструментальный
2. Социальный
3. Культурно-ценностный
Так вот, если через эту призму посмотреть на профессиональную фотографию, вырисовывается очень даже понятная картинка. Пока у общества была и полностью удовлетворялась потребность в фотографии как в фиксирующем действительность средстве, то достаточным для того, чтобы быть успешным специалистом, было умение правильно следовать инструкции по обращению с техникой (еще раньше - с техникой и химикатами). Тогда, поскольку техника была дорога, капризна и сложна в управлении, это умение было достоянием немногих, и о содержании снимков, которые они производят, заботились лишь единицы. Единицы эти работали придворными фотографами у сильных мира сего, освещали события мирового значения, устраивали выставки, занимались общественной деятельностью и поднимали глубинные пласты человеческой морали и этики. Остальных всецело поглощал и удовлетворял процесс, а целью было - чтобы вообще получилось "цветно-резко-контрастно".
Ниша успешных профессиональных фотографов "для широких масс" была на 99% заполнена суровыми дядями, подобно новогодней елке увешанными дорогой аппаратурой, и большинству было неважно, какую культурную и художественную ценность несли их снимки, и отвечали ли они вкусовым предпочтениям публики. Важно было, в первую очередь, то, что они у них вообще получались - стабильно и предсказуемо.
Как только развитие технических средств достигло такого уровня, что необходимое качество техника стала обеспечивать сама по умолчанию, без вмешательства со стороны пользователя, приоритеты потребителей фотографии резко сменились. На первый план вышла Девушка-с-зеркалкой.
Барышня эта, хоть в технике и ни бум-бум, но имеет ряд видных преимуществ, недоступных суровым дядям:
1. Имеет вкус, а значит, умеет видеть красоту
2. У нее все в порядке с воображением и сценарными навыками
3. Умеет общаться с людьми на их языке и понимать, что им нужно
4. Умеет пиариться в соцсетях и среди многочисленных подружек, которые, как известно - лучшая реклама
5. Может позволить себе снимать ради удовольствия; результат съемки, а равно с ним и гонорар - побочный продукт.
Появились фотографии со смыслом и вкусом, которые НРАВЯТСЯ клиентам, потому что отвечают их запросам, сделаны для них и под них. Технические детали, инструментальный уровень исполнения, качество - все это отошло на предпоследний план. Суровые дяди подвинулись и возопили, потому что им, с их уровнем эстетического развития и при текущем уровне развития технологий, уже нечего было противопоставить практически стихийному явлению. Они явно несли потери.
Как у музыкантов, среди которых есть те, кто может играть на инструменте, но не знает нот и не сочиняет музыки, может играть и знает ноты, но не сочиняет музыки, может сочинять музыку и играет, но не знает нот, - наибольший вес в обществе и культурное значение будут иметь те, кто обладает всеми этими свойствами в совокупности. Кто и играет, и сочиняет, и ноты может записать и сыграть по ним.
Теперь, наконец-то, среди девушек-с-зеркалками и суровых-дядей-с-техникой стали появляться новые представители: технически-грамотные-девушки-с-зеркалками и дяди-с-аппаратурой-и-вкусом. Визуальная культура восторжествовала, и вот уже простой обыватель начал потихоньку разбираться в уровне фотосъемки, голосуя ногами и лайками.
Эра "профессионалов по праву обладания техникой" ушла, и, надеюсь, безвозвратно. Эра "девушек-с-зеркалками" в профессии тоже, рано или поздно, отживет свой век. Подрастает поколение, для которого первостепенное значение имеет ИДЕЯ и СМЫСЛ изображения, поколение визуалов, придающих фотографии иной смысл, близкий к тому, который художники вкладывали в свои картины: трансляцию своего ВИДЕНИЯ, визуализацию внутреннего, проекцию культурного контекста . Они, наконец-то, смогут выражать в изображении и выносить из него МОРАЛЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.