Еще буквально пару лет назад, узнав о том, что я фотограф, меня, видимо, желая сделать мне комплимент, первым делом спрашивали: "Свадьбы, наверное, снимаешь?", - на что я обычно или отвечал уклончиво, или распалялся и долго и занудно объяснял, что, дескать, не свадьбами едиными, вообще-то, есть области куда более интересные и сложные, например, реклама и глянец, и откуда у людей такое узкое и извращенное представление о профессии. Это же все равно, что узнав, что кто-то из ваших знакомых гаишник, спрашивать у него: "А взятки берешь?" искренне ожидая,
что сейчас он начнет вам этим хвастаться. Ближе аналогии я не нашел. Честно.
Собственно, еще три-пять лет назад более-менее прилично зарабатывать в нашей профессии можно было, занимаясь только двумя вещами: снимая свадьбы и делая виньетки для выпускников. Все остальное, в том числе и связанное с реализацией способностей, относилось к разряду "хотелок", "хобби", "творчества за бесплатно", "деньги на ветер", "из любви к прекрасному" и "ты дурак, что ли?", потому как было попросту экономически нерентабельным в связи с невостребованностью рынком. Не вырос тогда еще для этого потребитель.
Само собой, доброжелательно настроенные граждане из числа далеких от профессиональной кухни людей очень хотели сделать мне приятно своим вопросом о свадьбах, для них это значило буквально: "хорошо зарабатываешь, наверное?" - однако для самого фотографа, особенно занимающегося рекламой и имеющего приличный опыт серьезной студийной съемки и работы в глянце, это звучит как: "а чо, и "Мурку" слабать можешь?", - для рок-музыканта, а в ответ на мое молчание или монолог о том, что есть, вообще-то, другие направления, сочувственно произносили что-то нарочито-нейтральное с подтекстом: "Как же ты с голоду-то ноги еще не протянул, бедненький?", либо "Во дурак, а? Мне бы твои руки да твою технику - я б озолотился уже".
Восемь лет назад, когда я начал карьеру профессионального фотографа, я действительно начинал со съемки свадеб, причем, вдохновляясь лучшими примерами зарубежных топовых свадебных фотографов: Джо Бьюссинка, Джеффа Эскоу, Ерванта Заназаняна, Джерри Гиониса, Маркуса Белла и прочих гуру. Предметку и вообще рекламную съемку я тогда считал чем-то мертвым, чуждым и бессодержательным. По мере моего творческого и профессионального взросления, у меня поменялся взгляд на многие вещи, и крутым стало вовсе не то, что казалось крутым поначалу. Так вот, быть одним из нескольких сотен человек в городе, которые потратили от нескольких десятков до нескольких сот тысяч на оборудование и теперь пытаются его с разной степенью успеха отбить всеми правдами и неправдами - не круто. Настричь бабла на неразборчивости клиента - не круто. Пытаться браться за все подряд, лишь бы платили - не круто. Круто - это реализовывать свои способности и развиваться, попутно хорошо на этом зарабатывая.
Меня не увлекли свадьбы. Четыре года я их снимал, и довольно успешно, а потом понял, что либо сам себя копирую, либо краду чужие идеи, либо рожаю в муках. Наступил "день сурка", и я стал искать свой путь. В это же самое время я очень сильно увлекся студийным светом и обработкой в фотошопе. Мне нравилось то, что делают журнальные глянцевые фотографы. Впервые я стал осознавать, что делаю что-то, что меня выделяет из общей массы.
Так появилось мое увлечение рекламной фотографией и всем, что с ней связано. Так началось мое становление в профессии рекламного фотографа. Так началась моя осознанная эволюция.
Времена настали другие, меня узнают по моим работам, а широкая общественность, вслед за развитием визуальной культуры и технических средств, наконец-то, стала отличать хорошую фотографию от посредственной.
Теперь у меня периодически удивленно спрашивают:
- А ты что, не только еду снимаешь, но еще и людей?
- Ну да, а что тут такого, - привычно отвечаю я. - Людям же тоже нужны профессиональные снимки себя любимых.
По-моему, что-то в этом мире стало меняться, и изменения не могут не радовать. Теперь тебя уже не ассоциируют тут же со свадебной съемкой на том лишь основании, что ты фотограф.