Aug 31, 2016 15:09
Меньше всего нареканий у рыбаков вызывает деятельность Федеральной таможенной службы. Однако анализ экспорта за 2012, 2013, 2014 г.г. и первый квартал 2015 года показывает, что именно ФТС вызывает больше всего нареканий в части организации контроля за экспортируемой продукцией.
Связано это в первую очередь с несовершенством российского законодательства.
Основным документом определяющим порядок оформления ВБР является Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации, принятого для упрощения захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, вывозится на экспорт без проведения физического контроля, соответственно рыбопродукция проходит частичный (только документарный) контроль.
Другим документом определяющим порядок оформления ВБР является Приказ ФТС России от 02.04.2012 года №615 «Об организации работы по проведению проверок соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Третьим документом является «Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров.
Требования, предъявляемые к оформлению судов и уловов ВБР, ограничивают 3 часами время оформления судов и уловов ВБР как при их ввозе, так и при экспорте.
При этом контроль за вывозимой продукцией в большей части сводится к документальному.
При этом вес и количество рыбы и рыбной продукции, находящихся в грузовом помещении трюма, как правило, определяется расчетным способом.
Основной объем экспорты ВБР в ДВТУ оформляется через Владивостокскую таможню.
Согласно данным ДВТУ при оформлении уловов ВБР на таможенных постах Владивостокской таможни в 2012 году было проведено 4 досмотра товаров, в 2013 году - 6, в 2014 году досмотр проводился 1 раз. При этом экспертиза товаров, отбор проб и образцов не производился ни разу. В ходе мониторинга процессов таможенного декларирования ВБР по ДТ № 10702020/301014/0037162 (ООО «Айруп») и ДТ № 10702020/160215/0003851 (ЗАО "РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "ВОСТОК-1") были выявлены риски возможного заявления недостоверных сведений о декларируемых товарах с целью уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме.
В первом случае в результате таможенного осмотра товаров нарушений законодательства не выявлено. По результатам проведения дополнительной проверки документов и сведений таможенная стоимость товаров скорректирована, сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила 424 646.64 руб. Во втором случае в результате таможенного досмотра выявлено несоответствие весовых характеристик товара, в связи с чем, 21.02.2015 таможенным органом отказано в выпуске товара. Отобраны пробы и образцы товара, назначена экспертиза товара (Решение о назначении таможенной экспертизы от 17.02.2015 № 10702020/170215/ДВ/000049). Согласно заключения таможенного эксперта № 05/005480 от 10.0.32015 представленные образцы идентифицированы, как варено-мороженные секции крабовых конечностей, изготовленные из крабов-стригунов рода CHIONOECETES вида краб-стригун японикус, что соответствует заявленным сведениям в ДТ.
По вновь поданной ДТ № 10702020/260215/0005170 по результатам проведения дополнительной проверки документов и сведений принята заявленная таможенная стоимость товара.
В 2012 году должностными лицами ОВК таможни проведено 12 проверок соблюдения актов валютного законодательства в отношении ОАО «ТУРНИФ».
В 2013, 2014, первом квартале 2015 года проверки в отношении участников ВЭД, занимающихся экспортом ВБР по направлению валютного контроля не проводились.
По данным Дальневосточного таможенного управления в 2013 году экспорт продукции морского промысла через таможни Дальнего Востока составил 1,4 млн тонн стоимостью 2,41 млрд долларов США. В структуре товарооборота преобладает рыба мороженая, доля которой в экспорте из России в Китай достигает 99%, в Республику Корея - 86%, в Японию - 75%. При этом, в Китай и Республику Корея экспортируется преимущественно более дешёвая мороженая рыбопродукция с низкой степенью переработки (минтай, сельдь).
К примеру, в августе 2012 года Южная Корея подготовила единый список российских рыбоперерабатывающих предприятий и судов - поставщиков рыбы и рыбной продукции, в том числе пищевых рыбных субпродуктов, в Республику Корея. В итоговый документ вошло 459 российских поставщиков рыбы, рыбной продукции и рыбных субпродуктов. По разным оценкам, на сегодняшний день корейские предприятия контролируют российские рыбопромысловые компании на Дальнем Востоке с объемом квот до 200 тыс. тонн водных биоресурсов (в собственных водах корейцы добывают всего около 40 тысяч тонн).
Так, корейские Sajo Industries и SajoDaerim Corporation значились учредителями ООО «Орион», ООО «Оладон» и ООО «Поллукс». Эти компании также имеют прямое отношение к российским ООО «Хабаровская рыбопромышленная компания» и ООО «Дальтрансфлот» и некоторым другим. А Hansung Enterprise была замечена в сговоре не только с ООО «Антарес», ООО «Уссури» и ОАО ДМП, но также и с ООО «Аян». Сеульская Silla Co LTD развернулась чуть скромнее, перепродав свою приморскую компанию некоему ООО «Парус», единственным владельцем которого значится гражданин Хе Ден Хи.
В 2014 году российский вылов составил 4,215 млн. тонн. При этом экспорт рыбы и морепродуктов снизился до 1704,4 тыс. тонн, что на 178,9 тыс. тонн (9,5%) меньше, чем в 2013 году. Импорт также уменьшился по сравнению с показателем 2013 года на 12,8% - до 884,8 тыс. тонн.
Сегодня через дальневосточные таможни вывозится 93% натуральных и 86% стоимостных объемов ВБР. В 2013 г. экспорт морепродукции в натуральном выражении вырос на 2% (1,4 млн. тонн), а в стоимостном - на 6% (2,4 млрд. долл.) при незначительном росте таможенных платежей (3,6 млрд. руб.). Последнее обстоятельство связано с поэтапным обнулением вывозных пошлин, предусмотренным обязательствами России при вступлении в ВТО. Ведущими импортерами ВБР остаются Китай (около 60%) и Республика Корея (35%), в то время как на Японию приходится 4%, поскольку туда поставляются в основном ценные виды (лососевые и ракообразные).
Вместе с тем негативным фактором остается сырьевая направленность экспорта. Сегодня доля мороженой рыбопродукции с низкой степенью переработки достигает 99% (КНР), 75% (Япония) и 8% (Южная Корея). Причем если в Китай и Корею вывозятся более дешевые виды рыбы (минтай и сельдь средней стоимостью 1,2 долл. и 1,8 долл. за кг, соответственно), то в Японию, наоборот, - более ценные (лососевые), средняя стоимость которых 4,3 долл. за кг3.
Об объемах незаконного экспорта российских водных биоресурсов свидетельствуют расхождения статистики экспорта из РФ с данными основных стран - импортеров.
В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза морепродукция, перемещаемая через таможенную границу, декларируется по 8 товарным позициям: 0301 «Живая рыба», 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304», 0303 «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304», 0304 «Филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые», 0305 «Рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба горячего или холодного копчения; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу», 0306 «Ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные в панцире, сваренные на пару или в кипящей воде, охлажденные или неохлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; мука тонкого и грубого помола и гранулы из ракообразных, пригодные для употребления в пищу», 0307 «Моллюски, в раковине или без раковины, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; моллюски копченые, в раковине или без раковины, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из моллюсков, пригодные для употребления в пищу», 0308 «Водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, копченые, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения; мука тонкого и грубого помола и гранулы из водных беспозвоночных, кроме ракообразных и моллюсков, пригодные для употребления в пищу».
Как показывает анализ данных внешнеторговой статистки, основными партнерами России в торговле рыбопродукцией являются 5 стран: Китай, Норвегия, Республика Корея, США и Япония. Среди всех стран мира, импортирующих российскую морепродукцию, на них приходится около 90% объемов и более 85% стоимости продукции. Доля этих стран в торговле с Россией по сравнению с остальными странами за последние 15 лет имела тенденцию к увеличению. Следует отметить, что в торговле биоресурсами существенно возросла доля Китая и Республики Корея при одновременном уменьшении доли Японии, США и Норвегии. Расхождения представляют собой разность между объемами импорта рыбопродукции страной-контрагентом из России и объемами вывоза такой продукции из России по выбранной товарной позиции.
Как показывает практика, основными объектами незаконного промысла в Дальневосточном бассейне являются ракообразные (крабы). Причем основным их импортером является Япония, что связано как с удобным географическим положением, так и с созданием в местных портах благоприятных условий для браконьеров. Незначительные расхождения получены по свежей и охлажденной рыбе, обработанной рыбе товарной позиции 0305 и мороженой рыбе (только в 2008 г.). По остальным категориям товаров наблюдается превышение объемов японского импорта из России надо объемами российского экспорта в Японию. Отметим, что количество российской мороженой рыбы, продаваемое на японском рынке, в 1,4 раза превышает объемы экспорта, относительно ракообразных такое превышение составляет 7 раз, что предполагает, что количество вывезенных без таможенного оформления ракообразных в среднем в 6 раз превышают объемы официального экспорта.
Основным экспортным продуктов дальневосточных рыбных компаний является минтай и продукция его переработки, а ключевые предприятия отрасли являются членами Ассоциации добытчиков минтая. Несмотря на снижение объемов экспорта, минтай в 2014 году по-прежнему занимает ведущие позиции. Основные поставки минтая в основном идут на внешний рынок. Цена на внешнем рынке держится в пределах в пределах 1350-1400 долларов США за тонну.
С января по ноябрь 2014 года поставки мороженого минтая российского производства в Японию составили 0,38 тыс. тонн, но при этом средняя цена поднялась на 39%, составив более 195 иен/кг. Объем экспорта мороженого минтая из России в Китай, который остается основным рынком российской продукции и проявляет наиболее активный и платежеспособный спрос, продолжая активное производство филе для экспорта в Европу и Северную и Южную Америку, за январь-ноябрь составил 490,3 тыс.тонн, при этом средний уровень цен поднялся за 11 месяцев на 3%, составив около US$1,40/кг. В этих условиях, учитывая девальвацию российской валюты, добытчики минтая заинтересованы в сохранении экспортной направленности бизнеса, заявляя о бесперспективности поставок этой рыбы на российский рынок в связи с отсутствием потребительского спроса.
В России оптовые цены на минтай б/г размера 25+ с 15.07.2014 по 15.12.2014 выросли на 68,5% с 54 рублей до 91 рубля за кг (со склада во Владивостоке).
Одним из наиболее востребованных экспортных продуктов является икра минтая. В период с января по ноябрь 2014 года отмечается увеличение российского экспорта данной продукции в Японию на 19% до 24,5 тысяч тонн, при снижении средней цены на 18% ниже 800 иен/кг. Поставки российской икры минтая в Южную Корею за 11 месяцев 2014 года увеличились на 1%, составив 11,1 тыс.т, при этом средняя цена за этот период снизилась на 18%, опустившись до US$5,30/кг. Объем экспорта минтаевой икры в КНР увеличился на 2%, составив около 3,9 тыс.т, а средняя цена упала на 12% до менее US$8,00/кг. Как показывает мировая практика, столь значительное снижение цен на всех основных экспортных рынках традиционно является следствием избыточного предложения. При несоответствии роста объема поставок икры минтая в КНР и Южную Корею масштабам снижения цен это может объясняться значительными поставками на рынок нелегально добытой продукции, поскольку других факторов, способных так повлиять на ценовую конъюнктуру рынка не отмечено.
Основным направлением по поставкам сельди остается внешний рынок. Основной объем улова продукции уходит на экспорт. Поставки мороженой сельди российского производства в Японию за январь-ноябрь сократились на 2% по сравнению с 2013 годом, составив несколько менее 4,9 тыс.тонн. Средняя цена импорта за январь-ноябрь фактически осталась на уровне 2013 г., составив около 115 иен/кг, причем в октябре она тоже была на этом уровне, но в ноябре поднялась на 19% и составила более 135 иен/кг (более US$1,20/кг), на 28% превысив уровень 2013 г. Объем японского импорта мороженого филе российской сельди за январь-ноябрь увеличился на 4% до 0,26 тыс.т. Средняя цена импорта поднялась при этом на 15% и достигла более чем 270 иен/кг, причем в октябре она была на уровне 300 иен/кг, а в ноябре упала на 21% и опустилась до менее 245 иен/кг (менее US$2,80/кг), но оказалась на 27% выше, чем в 2013 г.
Емкость российского рынка в пересчете на мороженую сельдь оценивается примерно в 430 тыс. тонн. На долю отечественных рыбаков до введения санкций приходилось не более 240 тыс. тонн при среднем годовом вылове в 2012-2013 годах в районе 470 тыс. тонн: 100 тыс. тонн - в Северном бассейне, 370 тыс. тонн - в Дальневосточном. Больше половины дальневосточного улова (примерно 230 тыс. тонн) экспортировалось в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, остававшийся объем по большей части расходился еще до Урала, и до центральных регионов довозилось не так много рыбы. При этом в Российскую Федерацию поступал большой объем импортной сельди, преимущественно из Норвегии, как в мороженом виде, так и филе. В пересчете на сырец объемы этих поставок превышали 190 тыс. тонн в год. Получается, что потребность внутреннего рынка на 45% удовлетворялась за счет зарубежных поставок сельди.
Поставки мороженого тихоокеанского лосося российского производства в Китай (не включая поставки нерки) за январь-ноябрь составил около 21,55 тыс.т, в стоимостном выражении достигнув US$60,1 млн.. При этом средняя цена импорта поднялась на 53% по сравнению с 2013 годом и составила около US$2,80/кг, однако в ноябре она находилась на уровне US$2,10/кг, что на 8% выше показателя прошлого года.
Японский импорт мороженого лосося из России за январь-ноябрь составил около 26,5 тыс.т. При этом импорт нерки составил 20,71 тыс.т, а средняя цена импорта (СИФ) поднялась на 5% до уровня около 680 иен/кг. В октябре цена находилась на уровне 740 иен/кг, но в ноябре снизилась до уровня менее 720 иен/кг (US6,45/кг по среднему курсу ноября). Поставки я Японию мороженого кижуча российского производства за январь-ноябрь 2014 года выросли практически втрое (+196%) по сравнению с прошлым годом и составили 2,25 тыс.т. Средняя цена импорта поднялась на 7%, достигнув уровня около 435 иен/кг, но при этом в октябре и ноябре цены были существенно выше, составляя около 475 иен/кг (около US$4,25/кг). Импорт кеты и других видов мороженого лосося российского производства за январь-ноябрь составил 3,53 тыс.тонн, а средняя цена импорта выросла на 20%, составив более 405 иен/кг.