О СОСТОЯНИИ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ. Ч.4-2

Aug 31, 2016 15:07

Данная ситуация выгодна как недобросовестным представителям российского бизнеса, так и сопредельным государствам, в ущерб экономическим интересам России.
Китайский капитал, заинтересованный в сохранении существующей ситуации, делает ставку на судоремонт старых российских судов, при этом,  обновляя свой морской, океанический рыбодобывающий и транспортный флот с тем, чтобы расширить использование запасов морских биологических ресурсов в 200-мильных зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана. Одновременно с этим китайский капитал активно финансирует наиболее затратные статьи расходов российского промысла, начиная от заправки судов топливом и заканчивая обеспечением членов экипажей продуктами питания. Все это дает возможность представителям китайского бизнеса стать совладельцами, а зачастую и реальными собственниками российских рыболовных компаний, активно влиять на российскую рыболовную политику на Дальнем Востоке. Китайские промышленники активно скупают еще не добытую рыбу непосредственно в районах промысла, которая впоследствии доставляется в Китай для глубокой переработки.
Основная часть рыбопродукции, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 184), принятых для упрощения захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, вывозится на экспорт без проведения физического контроля, соответственно рыбопродукция проходит частичный (только документарный) контроль. Данный Порядок ограничил 3 часами время оформления судов и уловов ВБР как при их ввозе, так и при экспорте, а также исключил Россельхознадзор как орган, осуществляющий контроль поднадзорной продукции.
Между тем, ясно то:
1.            Трёхчасовое оформление рыбопродукции не позволяет осуществить должный контроль в трюмах судов, заполненных несколькими тысячами тонн рыбопродукции. 
2.            Продукция оформляется по результатам документарного контроля, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов, либо при перегрузах (пограничными и таможенными органами).
3.            Контроль пограничными и таможенными органами осуществляется только в трюмах судов без идентификации вида водных биоресурсов, с учётом расчётов количества и веса продукции исходя из данных объёмов трюмов, осадки судна и т.д.
Все это, с учетом недобросовестности  многих российских рыбодобывающих компаний, создаёт почву для незаконной организации «серых» схем экспорта рыбопродукции недобросовестными рыбопромышленниками. В частности, при вывозе нескольких тысяч тонн продукции из минтая можно в трюмах под видом минтая мороженого (стоимость одной тонны которого на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 1200-1600 долларов США) экспортировать икру минтая ястычную мороженую (стоимостью до 5500 долларов США за тонну) или неучтённую продукцию из особо ценных видов водных биоресурсов, таких как краб, креветка, гребешок, трубач и т.д., стоимость которых может составить от 6 до 50 и выше долларов США за один килограмм.
Данные экспорта рыбопродукции из Приморского края и Сахалинской области указывают на то, что:
- в 2012 году экспортировано 1181,285 тыс. т рыбопродукции: из них 962,461 тыс. т экспортировано в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 (данная рыбопродукция прошла только документарный контроль) и 218,824 тыс. т экспортировано с территории России (данная рыбопродукция прошла все установленные виды контроля);
- в 2013 году экспортировано 1333,4544 тыс. т рыбопродукции; из них 1064,62262 тыс. т экспортировано в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации № 184, и только 268,83178 тыс. т экспортировано с территории России;
- за шесть месяцев 2014 года экспортировано 814,35 тыс. т., из них 622,9755214 тыс. т. экспортировано в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации № 184, и только 191,3735652 тыс. т экспортировано с территории России.
Таким образом, 81,5 % в 2012 году, 80 % за 2013 год, и 76,5 % за первое полугодие 2014 года рыбопродукции экспортировано в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 184, т.е. без поступления данной рыбопродукции на территорию России и, соответственно, не прошедшей физический контроль, который позволяет идентифицировать продукцию. И только 18,5 % в 2012 году, 20 % за 2013 год, и 23,5 % за первое полугодие 2014 года от общего объема рыбопродукции экспортировано с территории России с прохождением данной продукцией всех установленных видов контроля в порядке, предусмотренном актами Таможенного союза.


Например: партии рыбопродукции, выловленные российскими судами, экспортируются в КНР и Республику Корея по фиктивным контрактам с фирмами, находящимися в оффшорных зонах или   в третьих государствах (Панама, Белиз, Виргинские острова, Сингапур,    Гонконг и др.), а затем реализуются на территории КНР и Республики Корея  уже  по  более  высоким  ценам,  отличным  от  тех  цен,  которые  указаны  в контрактах. Скрытая таким образом от налогообложения прибыль «оседает» в оффшорных зонах.
Как свидетельствуют данные по экспорту морепродукции предприятиями Приморского края и Сахалинской области, в 2013 году на экспорт всего было отправлено 1 333 406, 63066 тонн, из них 646 549, 54739 тонн (то есть, 48,49%) были поставлено покупателям в оффшорах.  При этом из 203 компаний-экспортеров 64 фирмы отправили в оффшоры 100% продукции, 38 компаний - от 50 до 99%, 27 предприятий - от 1 до 50%. Данные за первое полугодие 2014 года выглядят следующим образом: всего отправлено на экспорт 814 349,08657 тонн морепродукции, из них в оффшоры - 352 697,82802 тонны (43,31%).  Из 154 компаний-экспортеров полностью на оффшоры отправляли продукцию 29 фирм, 27 предприятий экспортировали в оффшоры более 50% продукции, 14 компаний - менее 50%, а 54 фирмы продукцию в оффшоры не отправляли.
При осуществлении пограничного ветеринарного контроля территориальным Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области:
В 2012 году осмотрено и оформлено рыбопродукции:
- при ввозе на Таможенную территорию ТС - 11353 партий, общим весом 247637,87 т из них 74,82 % мясопродукции.
- при вывозе с Таможенной территории ТС - 46493 партий, общим весом 1 219 618,6 т.
- при перевозках по территории ТС 75579 партий, общим весом 1 394 987,9 т
- при поставках в страны СНГ - 86 партий, общим весом 2 338,3 т.
В 2013 году осмотрено и оформлено рыбопродукции:
- при ввозе на Таможенную территорию ТС - 10862 партии, общим весом 217801,99 т из них 77 % мясопродукции.
- при вывозе с Таможенной территории ТС - 49547 партий, общим весом 1 337 682,51 т.
- при перевозках по территории ТС 80085 партий, общим весом 2 613 450,92 т
- при поставках в страны СНГ - 269 партий, общим весом 6 362,98 т.
За 9 месяцев 2014 года осмотрено и оформлено рыбопродукции:
- при ввозе на Таможенную территорию ТС - 571 партия, общим весом 24 904,188 т.
- при вывозе с Таможенной территории ТС - 6 250 партий, общим весом 985 039,38 т.
- при перевозках по территории ТС - 42 133 партий, общим весом 1 823 123,3 т
- при поставках в страны СНГ - 7 партий, общим весом 237,4 т.
За 2013 год отказы в оформлении выдаче сертификатов 5i составили не более 1,5 %, сертификатов здоровья не более 0,7 % от общего количества выданных сертификатов; за 9 месяцев 2014 года отказы в оформлении сертификатов 5i составили не более 0,8 %, сертификатов здоровья - не более 0,6 %.
Ситуация в 2015 и первой половине 2016 г.г. ничуть не изменилась. Большинство поставляемой за рубеж рыбопродукции фактически уходит туда без всякого контроля со стороны государства. И сегодня никто не может назвать реальные цифры по вылову и экспорту российских ВБР.
Previous post Next post
Up