Женщина - машинист бронепоезда

Mar 09, 2019 20:43

Хотел написать этот пост 8-го марта, но не смог выкроить время. Поэтому пишу сейчас.

Война прошлась тяжёлым катком по судьбам многих людей. Мужчины уходили на фронт, в том числе и с железной дороги, их место занимали женщины, иногда даже и за рычагами паровозов. Фронт приближался, женщины-железнодорожницы оказывались вовлечены в огненную круговерть. Некоторые из них вошли в экипажи бронепоездов. Но первой женщиной Великой Отечественной войны на боевом бронированном поезде была машинист паровоза Полина Маргацкая (по мужу - Кузьмина).


1940 г.

Судьба Кузьминой действительно была необыкновенной. Росла она в Унече, серьёзном железнодорожном узле на Брянщине, в семье машиниста Ивана Маргацкого. И брат работал помощником машиниста. Собралась на железную дорогу и Полина, хоть и отговаривали её от такого выбора. Уговорили таки поступить в текстильный техникум, но девушка через полгода бросила учёбу - не её. Работала а железнодорожном депо, потом стала диспетчером, поступила на заочное отделение в железнодорожный техникум, Когда получила диплом - отец даже гордился: «будешь теперь в техническом бюро графики составлять». Но она пошла на паровоз кочегаром. Когда исполнилось 20 лет, уговорила взять её на курсы помощников машиниста и с весны 1939 года начала работать в депо Гомель. А когда наездила 50 тысяч километров, допустили к экзамену на машиниста, который Полина успешно сдала.
Днём 22 июня 1941 года её бригада вела поезд из Чернигова в Гомель. Вдруг над составом пролетели самолёты с крестами на крыльях, а вокруг стали рваться бомбы.
На второй день войны Полине пришлось покинуть общежитие: паровозные бригады переселили в депо, где они жили в готовности в любое время суток бежать к локомотиву, чтобы вести поезда в тыл с эвакуированными или к фронту с войсками.
Станцию Гомель бомбили. В один такой момент Полине сказали: все машинисты в рейсе, а на путях три эшелона с танками, выручай. Девушка вывела составы на перегон. К паровозу подошёл высокий военный, поискал глазами кого-то и обратился к Полине с вопросом:
- А где же машинист?
- Я машинист!
- Вы? - военный не смог скрыть удивления. - Так значит это вы спасли военную технику?
И долго жал жесткую руну Полины.
- Кто это был? - спросила потом Полина начальника депо.
- Разве не знаешь? Сам командующий!
В июле 41-го в Гомель пришёл бронепоезд «Клим Ворошилов». К паровозникам в депо явился военный комендант: машинист бронепоезда погиб, нужен доброволец ему на замену. Вызвалась Полина Маргацкая. Начальник депо в ответ на сомнения военного за неё поручился - отличный машинист, член партии.
Тем временем начался налёт немецкой авиации, бронепоезд надо было спасать. Маргацкая поднялась в паровозную кабину и повела состав за реку. Мост горел, но она сумела быстро набрать скорость. Деревянные конструкции рухнули уже тогда, когда бронепоезд вышел на насыпь на другом берегу. Вечером на полевой станции под Гомелем командир сам принес Полине военное обмундирование и красноармейскую книжку. Машинист Маргацкая стала бойцом 51-го дивизиона бронепоездов.


Военная служба Маргацкой начиналась в тяжёлые дни. Красная армия отступала, на узлах скапливались десятки эшелонов с людьми и военной техникой, бронепоезда прикрывали их огнём. «Клим Ворошилов» делал это в Бахмаче, Конотопе, Харькове. На станции Макошино, что в Черниговской области, бронепоезд сам атаковал скопление немецких войск: на рассвете подошёл без шума и дыма, двигаясь по инерции, и ударил из пушек и пулемётов. Осенью и зимой 41-го «Клим Ворошилов» оборонял Москву, потом сражался на Кавказе, под Сталинградом.
В 1943-м Полина Маргацкая была тяжело контужена и два месяца провела в тыловом госпитале в Горьком. После лечения медкомиссия запретила ей работать на паровозе. Так девушка, награждённая к тому моменту двумя боевыми орденами - Отечественной войны I степени и Красной Звезды, стала диспетчером службы тяги Горьковской дороги.
Когда пришло известие об освобождении родной Брянщины, Полина в числе первых узнала, что с ГЖД в разорённое врагом депо Унеча отправят сплотку из девяти паровозов. Маргацкая явилась к начальнику дороги, убедила, что она должна быть в составе локомотивной бригады, и получила разрешение.
В Унече Полину Маргацкую приняли машинистом паровоза с первой соответствующей записью в трудовой книжке. Потом локомотивщицу направили на курсы, после которых в депо полагалась инженерная должность. В 1949 году, выйдя замуж за офицера-танкиста Михаила Кузьмина, который был её женихом ещё с довоенных времён, вместе с мужем Полина отправилась на Север. В конце 1950-х Кузьмины перебрались в Горький, и Полина решила вернуться на железную дорогу.
В депо Полина Кузьмина пришла устраиваться в 1960 году. Ей было 42 года. В анкете скромно написала: находится на иждивении мужа. Последние полтора года, с тех пор как муж вышел в отставку в звании полковника и они переехали из дальнего северного гарнизона в Горький, женщина не работала. До этого служила техником в воинской части. При этом по профессии - машинист паровоза со стажем шесть лет, из которых трудовой книжкой подтверждён только год.
Паровозники в депо не требовались, предложили выучиться водить электропоезд. В июле 1961 года Полина Кузьмина поехала помощником машиниста по маршруту Горький - Заволжье. Через несколько месяцев стала машинистом и водила электрички по этому маршруту до весны 1970 года.


Полина Ивановна рассказывает о боевой юности. 1970-е годы.

Великая Отечественная война, настоящая железнодорожная магия

Previous post Next post
Up