Загадко плато Устюрт (Утюжковое)

Apr 10, 2013 19:32

Итак, станция Мергень 6, кому надо - вылезай. На поселении обнаруживается керамика «кошкинского типа». В статье «Ранний комплекс поселения Мергень 6 в Нижнем Приишимье (по материалам 1990, 2002 и 2004 гг.)» авторов Зах В.А. и Скочина С.Н. из № 11 (2009) прежде упомянутого «Вестника» даётся её описание:

«В состав формовочных масс входили тяжелые, средние и легкие суглинки с примесью гидроокислов железа, отощителем служили песок, шамот и органика, способствующие формовке и спеканию глинистого материала.
Судя по окраске внешней и внутренней поверхности кошкинской керамики, а также изломов, на которых с обеих сторон отмечаются яркие прослойки рыжеватого и темно-охристого цвета с черной зоной между ними, посуда обжигалась при недостаточном количестве кислорода и, вероятно, не очень высокой температуре. Обжиг сосудов, скорее всего, был костровым и непродолжительным».

Не менее любопытными являются и некоторые другие находки:

«Обнаружено два наконечника стрел подтреугольной формы, размерами 3,0×1,5×0,5 и 2,6×1,1×0,3 см, изготовленных на пластинах из красного туфопесчаника. Продольные края с двух сторон обработаны краевой приостряющей ретушью, этой же ретушью намечены слабые выемки в основании».

Это те самые наконечники, которые вдохновляли своей формой строителей стрел Устюрта.

«На поселении обнаружена половинка бруска из крупнозернистого коричневого песчаника подпрямоугольной в плане и овальной в сечении формы со скругленными углами с желобком шириной около 1,0 см для заточки стержневидных изделий».

А вот это очень любопытный артефакт, так называемый «утюжок». Авторы указывают предназначение данного предмета, но оно, насколько я понимаю, всё ещё дискуссионное. Впрочем, это не так уж и важно, важно, что появляются «утюжки» на Ближнем Востоке в мезолите и лишь спустя длительное время оказываются в сибирских лесах, где постепенно сходят на нет в эпоху бронзы. Именно они указывают на Тобольско-Ишимское междуречье, как пересадочную станцию Транссибирского речного экспресса (ТСРЭ) с широтного на меридиональное направление. Об «утюжках» надо будет написать отдельно.

«Положение поселения на мысу у истока р. Мергеньки (система озеро - протока - река), говорит о занятиях населения в большей степени запорным рыболовством, обеспечивающим долговременную оседлость. Основными промысловыми породами были карась, щука, язь и окунь. Судя по всему, наряду с рыболовством в жизни обитателей поселка на всем протяжении его существования значительную роль играла и охота».

Что и следовало ожидать. Носители ранней керамики не изменяли своим вкусам. Настораживает отсутствие лососёвых в кухонных отбросах, но видно место такое специфическое, не водятся в этом озере лососёвые, хотя нельма в Ишим, вроде, до сих пор заходит, а кто скажет, что она не лосось? По датам:

«Дата неолитического поселка по углеродосодержащим остаткам из керамики, полученная в радиоуглеродной лаборатории г. Киева,- 6800±90 л. н. (Ki-15908), с учетом калибровок (1σ 5840-5820, 5810-5660 BC; 2σ 5920-5620 BC), не противоречит времени существования датированных кошкинских комплексов».

Важно, что датировали непосредственно керамику, по включениям органики. Природно-климатическая зарисовка тоже любопытна:

«Судя по палинологическим данным, этот отрезок времени (атлантический период голоцена) отличался достаточно аридным климатом и низким стоянием грунтовых вод, что позволяло сооружать углубленные в грунт жилища. Обилие в культурном слое и заполнении неолитических жилищ мелких костей рыбы, присутствие гарпуна свидетельствуют об огромной роли рыболовства в хозяйстве кошкинского поселка».

Змечу, что аридизация происходила в средних широтах, южнее же, на широте Арала, климат наоборот стал более влажным. Землянки любопытны, в Европе они получают широкое распространение в неолите. Кстати, селение Мергень двойное.

В следующем номере «Вестника» (№ 1 (12) 2010) В.А. Зах совместно Д.Н. Исаевым публикует статью «Ранняя керамика и формирование гребенчатой и гребенчато-ямочной орнаментальных традиций в неолите Тоболо-Ишимья». Там путь распространения керамики указывается почти прямым образом. Почему не совсем прямым? Читая «Вестник» за те 15 лет, что он существует, можно понять, как менялись представления о путях распространения керамики. Вначале доминировала установка, что она идёт с юга, а теперь… Теперь не понятно, но прямых доказательств нет, да и непривычно как-то. Впрочем, вот что пишут сами авторы:

«Судя по археологическим материалам и радиоуглеродным датам, в конце бореального - начале атлантического периода голоцена в связи с климатическими изменениями в лесостепное и горно-лесное Зауралье, лесостепное Приишимье, Прииртышье и далее в Барабу начинает проникать население с юга, возможно из районов Прикаспия и Приаралья. Переселенцы принесли на новые территории в среду аборигенов - мезолитических охотников, рыболовов и собирателей навыки строительства округлых в плане углубленных жилищ, технологию керамического производства, геометрические микролиты, каменные наконечники стрел и «утюжки», применявшиеся, скорее всего, для изготовления тростниковых древков стрел…».

Возможно, что и так, но несло ли это население с собой помимо «утюжков» и микролитов керамику и двухшипные наконечники? Дальше делается намёк на возможность иного направления.

«Скорее всего, не случайно сходство гребенчатых орнаментов на посуде из 7 горизонта позднеплейстоценовых отложений памятника Усть-Каренга, расположенного на Витимском плоскогорье и аналогичных орнаментов из Западной Сибири. Возможно, в обоих случаях орнаменты конвергентны, но формируются, видимо, в результате имитации различных швов, присутствовавших на посуде из бересты или других мягких материалов. Орнаменты представляют собой в основном ряды горизонтальной, иногда вертикальной гребенчатой «качалки», вертикальные или горизонтальные ряды гребенки в верхней части сосудов. Различие заключается в том, что на Усть-Каренге гребенчатые вдавления, не считая технических следов,- это основная техника нанесения узора, а на памятниках Тоболо-Ишимья гребенчатое орнаментирование как традиция только складывается. В первом случае, вероятнее всего, имеет место автономное появление или проникновение идеи изготовления глиняной посуды, а во втором - на территории Тоболо-Ишимья - непосредственная миграция носителей отступающе-прочерченной традиции орнаментации посуды».

Здесь имеется виду орнаментация посуды как таковой, необязательно керамической, но и берестяной тоже. Это идея Заха о том, что орнамент на керамике пародирует швы на берестяной посуде. Похоже, что он прав. В таком случае, из Забайкалья на Ишим могла прийти традиция орнамента. И тут авторы тормозят сделать следующий шаг: мигранты приносят с собой традицию орнаментации вместе с традицией производства керамической посуды как таковой. В Тоболо-Ишимье традиция орнамента не «только складывается», а трансформируется и умирает при переносе. Но авторы продолжают настаивать на своём, как бы оно не было больно:

«Таким образом, происхождение керамического производства в лесостепном и южно-таежном Притоболье и Приишимье, и боборыкинской культуры в частности, связано, на наш взгляд, с прямой миграции групп населения, вероятно, из районов Приаралья и Прикаспия».

Больно от того, что в Прикаспии пока не обнаружено керамики такой древности, да и на Ближнем Востоке тоже. Тут же ещё надо учесть малую вероятность того, что датирована была самая древняя керамика Тоболо-Ишимья. Да и без этого получается, что культурная диффузия проходила с использованием интернета и каменноугольного самолёта, иначе так быстро бы не получилось достигнуть передачи знания за пару тыщь километров и несколько природно-климатических зон. Даже ещё в прошлом году, в 19-м номере «Вестника», Зах пишет прекрасное:

«Скорее всего, толчком к миграции в северном и восточном направлениях послужило ухудшение экологической обстановки в связи с изменением климатических условий - сильной аридизацией в середине голоцена. Достаточно низкий уровень Каспийского моря (-50 м от уровня океана) и совпадающая с этим аридизация отмечаются в период мангышлакской регрессии, пик которой приходится на середину VII тыс. до н.э. Наиболее вероятно, что мигранты продвигались на север по долинам Тобола, Тургая и Ишима. Не исключаем и возможности проникновения их с юго-запада - вначале по долине Урала, а затем по Тоболу. Мы соотносим с этими группами комплексы боборыкинской культуры с отступающе-прочерченной орнаментацией, датируемые по материалам лесостепного и южно-таежного Притоболья в пределах начала VIII - середины VI тыс. до н.э. (некалиброванные радиоуглеродные даты)».

Здесь я бы заметил, что Каспий действительно стоял низко (моя прошлая ошибка), но Арал при этом стоял как никогда высоко, Приаралье же было степью, и даже, возможно, лесостепью.

«В пользу предположения о прямой миграции инородного населения на лесостепные и южно-таежные территории Тоболо-Ишимья могут свидетельствовать следующие факты. В период неолитизации в Тоболо-Ишимском регионе значительно увеличивается численность населения, вероятно как местного, так и пришлого: отмечается резкий рост числа поселений и жилищ в них. Появляются долговременные, углубленные в материк жилища (оседлость обеспечивается запорным рыболовством). О прямой миграции может говорить появление в лесостепи и южной тайге в пределах ареала боборыкинской культуры, наряду с керамикой, геометрических микролитов и выпрямителей древков стрел («утюжков»). Наиболее ранние из «утюжков» обнаружены на Ближнем Востоке в комплексах натуфийской культуры и докерамических слоях Загроса и Иерихона. Подобные изделия встречаются в Тоболо-Ишимье в боборыкинских и кошкинских комплексах, редки в последующих неолитических культурах. Кроме отступающе-прочерченной, на территории Западной Сибири фиксируются новые - гребенчатая и гребенчато-ямочная орнаментальные традиции, что отражает, вероятно, взаимодействие местного (мезолитического) и мигрирующего населения».

Красиво, не правда ли, связывать появление нового типа керамики с миграцией носителей докерамического неолита? Сам же ведь и пишет прямым текстом. Как бы ни было мучительно больно.

В общем, надо немного вернуться назад, на станцию с говорящим названием Усть-Каренга. Там много всего накопано в последние годы, да такого, что сами копатели теперь не знают, как с этим быть. Ну, мы им объясним, с удовольствием.

Керамика, Устюрт

Previous post Next post
Up