Не думаю, что в этом мире есть люди, которые когда-либо не смотрели этот фильм, или хотя бы не слышали о нем. Наверное, этот фильм является самым лучшим из фильмов Люка Бессона, который знаком нам по многим картинам - "La Femme Nikita", "The Fifth Element", "Angel-A" и многие другие...
Несомненно, за его карьеру было много и много светлых фильмов. Но сегодня, хотя у меня и довольно плохое самочувствие, подпорченное бессоницей и вечными головными болями, я постараюсь рассказать вам о самой его светлой и прекрасной работе - о фильме Léon (Леон, Профессионал, Леон-киллер).
Ну а теперь уже в моей традиции, пожалуй, найдем официальное описание фильма:
"Профессиональный убийца Леон, не знающий пощады и жалости, знакомится со своей очаровательной соседкой Матильдой, семью которой расстреливают полицейские, замешанные в торговле наркотиками. Благодаря этому знакомству он впервые испытывает чувство любви, но… как коротка жизнь профессионального убийцы."
Второй случай, когда кратко, но правильно передается содержание фильма.
Теперь перейдем к составу актеров и персонажей. Впервые, наверное, я заведу об этом разговор:
Состав актеров, особенно на главных ролях, впечатляет. Жан Рено - Леон, Натали Портман - Матильда, Гэри Олдман - Стэн, Дэни Айелло - Тони. По сути весь сюжет кружится вокруг этих четырех персонажей, так что мы на них и остановимся. Но для начала несколько фактов о том, как наши главные герои очутились на своих местах.
Жан Рено - давний друг Люка Бессона. Именно Люк, такой Бессон, фактически принес славу Рено. Он снимался в большинстве картин Бессона, я смотрел не все...но вот в "La femme Nikita" и "Леоне" он сыграл свои роли безупречно. Весь его вид, особенно при правильной одежде делает из него этакого киллера-чистильщика.
И не говорите, что он не похож на киллера. Таков и должен быть киллер - неприметен и осторожен.
Перейдем теперь к исполнительнице Матильды - Натали Портман. Не знаю, по каким меркам Бессон отбирал на роль девушек (а девушек, желающих снятся было аж за 2000), но почему-то он выбрал Натали Портман. Видимо, она ему сильно приглянулась и он захотел помочь ей с карьерой - после этого фильма карьера пошла на лад. Это был очень удачный старт.
Гэри Олдмэн, когда ему позвонил Бессон, согласился беззаговорочно, даже не зная своей роли и не читая сценария.
Теперь перейдем к описанию характеров главных героев:
Леон - киллер-профессионал, этакий бесшумный убийца, который делает все качественно. Его можно назвать призраком. Только он был за огородкой перед вами, так уже стоит у вас за спиной, приставив вам к горлу нож. В остальном Леон производит очень разнообразное впечатление для каждого человека. Читая рецензии и описания фильмов, я видел то, что все описывают его по-разному. У меня было раньше мнение, что он простой человек, но это далеко не так. Он инфантилен, то есть, несмотря на то, что он жестокий убийца и убивает людей, он не смог превратиться не только в бесчувственного убийцу, но и во взрослого человека. Взглянем на него внимательнее: у него сохранилось детское восприятие жизни - он спокойно переключается между убийством и обычной жизнью - так может только ребенок. Он не считает убийство злом. Только недавно он выполнял заказ, а теперь уже идет кинотеатр и взахлеб смотрит кинокартину. Ему все равно, что за картина - главное она ему нравиться. И он даже не боится смотреть ее раскрыв рот. Или как они ребячились с Матильдой, когда обливали друг друга водой. Он просто большой ребенок. Но работу свою он выполняет профессионально и без ошибок. Так же ему свойственны некоторые принципы и...он не бесчувственный. Наверное, у всех вас была в детстве любимая игрушка или вещь. У Леона в его возрасте это цветок, который он ассоциирует с лучшим другом. Он ухаживает за ним, поливает, выносит на воздух. Так же у Леона есть некоторые принципы - он пьет молоко, много молока и занимается атлетикой. Так же у него есть главный профессиональный принцип, который тоже показывает присутствие в нем чувств - он не убивает женщин и детей - "Без женщин и детей" - фраза, которую вы услышите по-крайней мере два раза за фильм. Он представляет из себя положительного героя, конечно, с некоторой, но небольшой натяжкой.
Матильда - 12-летняя девочка подросток (хотя по сценарию предполагалась куда старше, но из-за предпочтений Бессона пришлось урезать) из проблемной семьи. В семье почти никто не любит - матери с отцом плевать на нее, старшая сестра ее попусту избивает. Только есть младший брат, который по-настоящему любит. От этих проблем она начинает курить...становиться проблемным подростком. Потом коррумпированные полицейские убивают ее семью и она, фактически, обращается за помощью к Леону. Бьюсь об заклад, что если бы ее братика не убили бы, то она не стала бы просить Леона убить тех людей. По глупости, молодости и жажде мести хочет пойти по стопам Леона и он ей даже помогает в этом...Находясь рядом с ним каждый день, она поневоле влюбляется в него, но ничего не получает взамен...пока...
"Стэн", или Норман Стэнсфилд - предводитель коррумпированных полицейских, наркоман и очень саркастичный и мстительный человек. Из-за денег убьет любого...в нем даже есть какая-то философия, да и образ сыгран очень оригинально.
Тони - мафиози, который дает Леону работу и, по ходу дела, прикарманивает его деньги себе, т.к. Леону самое главное не сидеть без работы и иметь деньги на жилье и питание (что обходится примерно в процентов 5 от его гонорара, который составляет 5-10 тысяч за голову).
Теперь перейдем непосредственно к самом фильму и сюжету:
О фильме можно сказать, что гений Бессона смог совместить в фильме две главные марки зрителя - зрелищность для американского зрителя и проникновенность сюжета для европейского зрителя. Он один из не многих, кому это удается. Сюжет самый что ни на есть проникновенный. Это фактически история любви маленькой девочки и киллера. В фильме так же можно встретить много пищи для размышлений на философские темы. А следующая картинка, выполненная в стиле "демотиватора", покажет вам главную истину этого фильма:
Ну что? Никак не можете понять? Извините за последующие выражения, но по-другому сказать не получится:
Один из смыслов фильма передается русской поговоркой: "Жизнь - дерьмо, но мы с лопатой". Говоря проще, фильм нас побуждает в любом случае, чтобы не случилось, продолжать жить полной жизнью. Посмотрите хотя бы на Матильду, вам живой пример. А то вы там уже вены собираетесь себе резать, когда вас кто-то бросает. Так...меня занесло, продолжим о фильме.
Сюжет фильма в основном о любви маленькой девочки, к хладнокровному киллеру...который при ее встрече становится чувствительным...И начинает заботиться еще о ком-то кроме себя. Сюжет опять же относит нас к таким темам, как коррупция, предательство, борьба за жизнь и прочему уже наболевшему сейчас, но открывавшемуся тогда.
Теперь несколько интересных фактов о фильме:
Сам фильм снимали в Париже, но, т.к. Леон по сути живет в итальянском квартале Нью-Йорка, то несколько внешних сцен было отснято и там.
Люк Бессон был режиссером, сценаристом и продюсером этого фильма. Для пущей картины ему только не хватало еще там снятся.
В США фильм вышел под заголовком "The Professional", - Люк Бессон боялся, что непросвещенные зрители примут кино с непривычным европейским названием за фильм на иностранном языке.
Длительность оригинальной версии "Леона" составляла 106 минут, в то время как director's cut, который вышел чуть позднее, почти на полчаса длиннее: 133 минуты. Вырезанными в основном оказались диалоги Матильды и Леона, но и несколько сцен действия, в том числе "тренировки" Матильды киллерскому искусству.
Так как Бессон и Рено друзья, то и сюжет фильма Бессон писал специально для Рено.
Теперь, как обычно, подборка кадров и просто фотографий на тему фильма:
(на съемках фильма - за камерой Бессон) (А жизнь всегда такая, или только в детстве?)
(обучениe киллерскому искусству) (Вырезанная сцена из фильма, где Матильда играет в русскую рулетку)
(подборка фотографий актеров и режиссера)
(всегда наготове) (Леон не кинолюбитель, он просто любит смотреть кино)
(вот так мы и живем....) (Леон-Профессионал)
(Леон идет на дело) (подборка постеров: первый - американский, второй - французский, третий - русский)
Теперь перейдем к непосредственно атмосфере фильма. Атмосфера фильма передана очень хорошо, очень естественно - город выглядит живым, не нужно какого-то дополнительного обрамления в виде музыки, хотя и эта часть присутствует, потому что звуки живого города - все что нужно.
А драматичная концовка фильма очень хороша заканчивается песней Sting-а - Shape Of My Heart. И она прекрасно вписывается в общую картину и дополняет ощущения от концовки, не только своей музыкой, но и словами. Признаюсь, раньше я не понимал этой песни. А когда я взялся за ее перевод, то увидел, что в песне кроется два смысла удача и любовь.
Конечно, теперь вы можете сказать, что песня никак не подходит под фильм, но строфа из песни скажет все за меня:
"And if I told you that I loved you
You'd maybe think there's something wrong
I'm not a man of too many faces
The mask I wear is one"
Кто смотрел фильм и понял всю его суть, поймут меня беззаговорочно, а если нет, я поясню:
В фильме есть сюжет любви Матильды к Леону, причем Матильда не боится признать в своих чувствах...а Леон...а Леон молчит. Но, почти под конец, он говорит ей, что тоже любит ее и отправляет спасаться из его штурмованной квартиры. Это можно объяснить тем, что он не хотел брать на себя груз ответственности за ее жизнь, ведь работа киллера опасна. И он хотел ее отгородить от себя, скрываясь за маской...но в тоже время он хотел сказать ей. И сказал, когда карты были сданы, ставки сделаны, а маски сняты...
В общем, подведем итог. Фильм оставляет положительное мнение...и надолго, очень надолго затрагивает зрителя, если, конечно, это не какой-нибудь бесчувственный кусок камня. Даже такого зрителя, как Леон, он бы тронул за сердце, даже прослезил. Я советую всем посмотреть этот фильм. Вы найдете в нем очень много интересного и просто получите удовольствие.
UPD. Отредактировано место, где описывается характер Леона.