Петербург "Подростка" Достоевского

Feb 21, 2011 00:02

Начало моей импровизированной экскурсии нельзя назвать удачным и фабульно правильным. Вчерашний день в Петербурге выдался морозным и солнечным, с главным адресом романа пришлось знакомиться, задыхаясь от восемнадцатиградусного мороза, держа камеру заледеневшими пальцами, бороться со слепящими снегом и солнцем.
Аркадий Макарович Долгорукий прибыл сюда совсем другим днем - августовским, но впервые мы встречаем упоминание о его доме 19 сентября, около восьми вечера, когда он возвращается домой после встречи с несчастным Крафтом, и мы узнаем, что наш герой живет в Семеновском полку. Так тогда по привычке назывался район города из шести параллельных улиц-линий рядом с Семеновским плацем в память о расквартированных здесь когда-то ротах одноименного полка (карта 1849). Ко времени описываемых событий линии и другие улицы Московской части Санкт-Петербурга уже лет двадцать были переименованы по названиям подмосковных городов (карта 1898). На Можайской улице почти на пересечении с Клинским проспектом, во флигеле доходного дома и находится дом нашего героя - повествовательный и географический центр романа.
Точный адрес - Семеновский полк, Можайская улица, дом Литвиновой, № 17 - мы случайно подслушаем на следующий день из разговора с матерью Оли - соседки Васина, которого в тот момент дожидался Аркадий в обществе странного Стебелькова. Она специально ходила в адресное бюро, чтобы разыскать Версилова Андрея Петровича, чей визит оказался последним звеном в цепи преследовавших её трагических недоразумений. В этот же день, вечером Оля придет к дому Версилова, и мы из ее расспросов узнаем, что живет он во дворе дома № 17, в отдельном флигеле, в квартире № 13…

Сейчас дом номер 17 выглядит так:


Достоевский хорошо знал это место, хотя бы потому, что сам около года жил на Серпуховской улице, почти зеркально с героями романа, но через две улицы, то есть в пяти минутах ходьбы. С чем связан выбор именно этого дома пока остается загадкой, во всяком случае, для меня, но почему-то уверена, что он не был случайным.
Никакого флигеля во дворе, конечно, уже нет. Но несмотря на хаотичность застроек разных эпох - это настоящий Петербург Достоевского: сумрачный и настороженный. У дрожащей от холода камеры пока сил хватило лишь на новодельный вид дома со двора



... и несколько деталей по соседству.





За остальным придем, когда потеплеет.
Previous post Next post
Up