Красивая фраза. Но, вообще, всегда воспринималась больше как фигура речи: танкисты хоронят боевых товарищей и вместо тройного залпа из личного оружия - то же исполняют танковые пушки. Специфика... Но было ли так?
Танков-памятников в СССР - великое множество. В основе своей - это "головастики" Т-34-85. Куда меньше было "гаек", еще меньше - "пирожков". А танков начала войны, машин 41-го года, на "сейчас", осталось, ЕМНИП, три с половиной:
Кубинка: танк №0517-4, 6-й мехкорпус ЗапОВО
Медынь: танк 17-й тбр, ЗФ
Хмельницкий(бывш. Проскуров): танк-символ, "3 в 1": корпус Т-34 образца 41-го года с башней-"гайкой" и 85 мм пушкой
Это два с половиной.
Есть третий, хотя, как бы и не первый по значению. О нем, единственном и неповторимом, и речь.
Это танк Т-34 95-й танковой бригады, установленный как памятник на могиле командира 9-го танкового корпуса генерала Рудченко Г.С., погибшего 1 сентября 1943 года при освобождении города Глухов.
Как видим, танк-памятник многократно перекрашивался, но неизменным оставалось одно: башенный номер 221 и надпись на левом борту - "За Родину!". Так танк выглядит сейчас, в эру цифровой фотографии. Если же отмотать пленку назад, то было иначе:
На старых фото хорошо видно, что номер "221" был иного размера и формы, и наносился он в другом месте, что надпись на левом борту была не общей, "у целом" , а конкретной.
Но самое интересное вот в чем: номер на танке, лозунг - это не послевоенный агитпроп. Он таким был в 1943-м. И именно он в последний путь проводил командира 9-го танкового корпуса...
С 4:55
Click to view