Гуртом і батька легше бити
Украинская поговорка
И мирная техника прёт по шоссе,
Поскольку я был в том болоте
М. Калинкин. «Танк из болота»
Почему часть 5-я?
Все просто: началось
отсюда, продолжилось
здесь и
здесь.
А после данного
поста эта - как раз пятая. Как танковый взвод БТ - 5 машин.
В общем-то, крайний пост, хоть и сделанный вопреки нашему правилу «увидел на фото - примерно предположил - съезди и посмотри на местности, потом пиши» (впрочем, опыт Ростока показал, что исключения тоже бывают), вряд ли оставил места для сомнений: на фото, сделанном неизвестным немцем - тот самый танк, на котором прорвался из Уманского котла начштаба 6-й армии. Волею судьбы это оказался танк 53-го танкового полка… Немировский БТ.
И тем не менее, некая недосказанность была. Камеральность она камеральность и есть - неспеша, с картой, с лупой, обложившись фото и документами - можно «много чего» установить. Но - решает место.
Камерально и мы проверили на предмет - «а, может, все-таки 53-й полк мог быть там в иных обстоятельствах?» всё, что могли, на основании всех имеющихся на сей момент документов. И - действительно: был в Смеле 53-й полк. Был. Но - без матчасти. Тому свидетельством - вот эта схема. Передав матчасть, полк маршем ушел на переформирование.
Двигался по этому маршруту - личный состав, на колесном транспорте. Так что сенсации не случилось - первое предположение было верным - речь о Смеле Черкасской! Однако, не хватало главного - «вестей с мест».
А вот тут весьма кстати подоспела помощь от наших коллег: дружественный украинский
историко-фортификационный форум как раз проводил полевую поездку в этот район. И, согласно завету классика: «Ну, как не порадеть родному человечку?» коллеги, за что им огромная благодарность, посвятили некоторое время и «Ирдынскому болоту».
Все современные фото предоставлены Андреем Кайнараном aka Akai 22 июня 2013 года.
И вот что это дало: из отчета
«оперативно-следственной группы»:
Опрошенные местные жители, со слов, которые слышали в детстве от старожилов, в том числе от родственников, сообщили, что:
1. Старая насыпь дороги со Смелы на Белозерье (Белозорье - прим. наше) ранее шла чуть западнее современной, буквально метров на 10, и была очень невысокой, поэтому иногда затапливалась. Если ехать на Белозерье перед мостком от дамбы справа (восточнее) - относительно сухой луг без камыша, а вот слева (западнее) - болото, покрытое точно такими же камышами/травой, как на фото с танком.
2. Танк в болоте был! Перед мостиком, слева от насыпи, если ехать на Белозерье. Об этом вспоминали старики, как и о разбитой нашей зенитке у ж/д переезда («детали, в коих дьявол!»). Ствол от зенитки откопали, когда брали землю для подсыпки участков. Это было лет 30 назад. А года 2-3 назад, при проведении дорожно-земляных работ, земля отдала и часть гусеницы… Дело было в августе, когда болото сильно пересыхает. Особо стоит отметить, что наличие в этом месте танка местные жители подтвердили, еще не видя распечатанных фотографий.
3. По местности, при визуальном осмотре - все четко соответствует и фото, и географической, и событийной привязке. Местные жители, при демонстрации им фото с танком - утвердительно сказали «це саме воно». Описанные в докладе начштаба 6-й армии комбрига Иванова события подтверждаются показаниями местных жителей. Что дает возможность реконструкции событий: танк ехал от Смелы, уткнулся в разрушенный мосток, остановился, стал разворачиваться влево. Немцы успели навести ПТО. Танк при развороте получил попадания слева сзади, что и видно по фото, и остановился в болоте.
Проиллюстрируем сказанное имеющимися фото с мест: весь маршрут, из котла до линии фронта, повторить не удастся. Но представление получим. Итак, поехали:
Покидаем Шполу - последний бросок на восток
Ж/д переезд севернее Шполы, вот тут (левый верхний угол карты):
Выглядит вот так: сверху
И с земли:
Там, вдали, на западе - Шпола…
Мчимся дальше:
Еще дальше:
Впереди - Смела!
Вариантов проезда через город в 41-м было немного, если не один: по шоссе через дамбу к своим, вылетная дорога - нынешняя ул. Свердлова.
Если бы камни умели говорить… На фото - Смелянский краеведческий музей, по ул. Свердлова, 98
Покидаем город, вперед!
Вот уже почти всё, там, за речкой - свои…
Но мост взорван… Тормоз, поворот влево… «Feuer!»
Вот где это было - перед мостом через Ирдынь:
Взгляд назад, оттуда вели огонь ПТО (Вид на Смелу)
А вот там, «недалеко» - свои (вид на Ирдыновку)
Восточная сторона шоссе, «сухой» луг:
Западная (левая по ходу движения) сторона - то самое Ирдынское болото.
Это был уровень люка мехвода. С высоты башни - обзор больше.
Вот это место:
На современной карте - перед мостом ЖБ 28-7/20
А теперь - по видимым ориентирам: «горб» даже на заваленном немцем фото читается, и это не просто горб, а Юрова (Юрьева) Гора. Господствующая высота.
Вид с нее на Смелу:
Вот она на старой карте:
Вот на современной (отм. 187):
Видимая линия кустов на старом фото - не что иное, как обсадка ж/д полотна, что читается и на современном фото.
А теперь - совместим пейзаж 2013 года с тем, что зафиксировал неизвестный нам немец:
ну или примерно так, приведя к одному масштабу:
Последние метры последнего БТ 53-го танкового полка:
Попробуем подвести итог: есть документальное свидетельство «по горячим следам», есть фото, сделанные тогда же... Осмотр места и опрос жителей - произведены, далеко не дилетантами... Все указывает на то, что это именно последний, 238-й танк 53-го танкового полка.
Вероятность? 99,99 %. 0,01 % оставляем. Но ненадолго. 19-го августа и найдем его на месте. Чтобы стало 100.
Вместо постскриптума:
"Полезешь по болотам,
И влезешь в бурелом.
Одно возьмешь обходом, другое - напролом.
И вот поставил точку - труба трубит отбой...
А точка усмехнулась
И стала запятой"
PS. А сегодня и про 0,01% появилась информация: самих гусениц уже, увы, нет - ушли в металл. "...это были не отдельные траки. Одна из гусениц была "во всю длину целая", а вторая чуть короче. Лежали длинными лентами. Через одну корнями дерево проросло, и ее пришлось даже автогеном резать". Тогда подумали даже не на танк: "это наверное тягач был, или самоходка, т.к. для танка гусеница узкая,ширина порядка 25-30 см". Я еще специально уточнил, сколько на траках было проушин (или как они правильно называются) для скрепления траков между собой: "3 или 4"...
Потом по этому месту какие-то ребята зимой ходили с МД, но ни чего более не нашли...