В Киеве всё спокойно? Размышления о церковной журналистике
Jul 19, 2013 15:43
В обществе, так или иначе связанном с церковной жизнью, периодически возникает вопрос, как подходить к оценке различных событий. При этом, какой бы случай или событие не обсуждались, точки зрения значительно разнятся в широком спектре от «молчать» (не обсуждать, не судить и не высказываться) до маргинальных заявлений, очерняющих всею Церковь в целом, ее внутрицерковный уклад.
Непосредственным поводом для этой статьи явилась публикация в издании «Православие в Украине» главного редактора «Церковной православной газеты» (http://cpg-ru.in.ua/), официального печатного издания Украинской Православной Церкви (УПЦ) архимандрита Лонгина (Чернухи), являющейся, в свою очередь, ответом на мнение протодиакона Андрея Кураева о церковной журналистике http://diak-kuraev.livejournal.com/489688.html. Ключевым абзацем статьи отца Кураева, определившим решимость архим. Лонгина высказаться по теме, явился, по-видимому, этот: «Признак истинно церковного журналиста: не замечать даже самых очевидных, кричащих проблем. Реагировать - так последними. «Мудро и взвешенно». И это при бесконечных заверениях в том, что мы находимся на фронте объявленной нам информационной войны. Но коли так, то на войне надо вести себя как на войне и, значит, соизволить заметить: танки Гудериана уже под Минском (или в данном случае - Киевом), а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе и нерушимых границах». Понятно, что протодиакон Кураев иронично характеризует образ «истинно церковного журналиста».
Итак, самый публикуемый и известный дьякон в России, отличающийся нередко своими нестандартными и спорными высказываниями, в этом случае просто констатирует, что в Украине в силу подозрительно странного молчания в отношении целой вереницы событий принято вообще не высказываться о самой УПЦ, ее рядовых священниках и, тем более, архиереях.
В основе главной надвигающейся беды на территории православной Украины лежит явно обозначенный крен в сторону раскола. А именно отделение УПЦ от юрисдикции Русской Православной Церкви (РПЦ). Наметившаяся тенденция к одностороннему достижению автокефалии в свете происходящих событий вызывают тревогу среди огромного числа верующих, монахов, священников УПЦ. Напомню, что в постановлении Поместного Собора РПЦ 6-12 июня 1990 года, было подчеркнуто, что «наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь». При предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении отмечено: «Образование независимой УПЦ открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» http://www.bogoslov.ru/text/269165.html#_ftn2
[Далее:] Тревога раскола не зародилась внезапно и на пустом месте. Своеобразие украинского православия обусловлено постоянной экспансией Украинской греко-католической церкви, напрямую подчиняющейся Ватикану при внешнем сохранении верующими и духовенством византийского (православного) обряда. Кроме того, с 20-х годов прошлого века существует непризнанная Украинская автокефальная православная церковь, возникшая в результате движения за отделение УПЦ от государственной власти и одновременно от РПЦ. В 1992 году образовалась новая религиозная организация УПЦ так называемого «Киевского патриархата», не признанная ни одной поместной Православной Церковью. Главным организатором самозваной Церкви является бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), извергнутый на Архиерейском Соборе РПЦ 11 июня 1992 из священнического сана, а 27 февраля 1997 отлученный от Церкви и предан анафеме. Все волны созданий различных вариантов самостоятельной или автокефальной Православной Церкви в Украине всегда совпадали с политическим стремлением к независимости и, в первую очередь, с совершенно четко прослеживаемым стремлением полностью отделиться от РПЦ.
Безусловно, в свете исторических данных и внешнеполитической деятельности официального Киева не может не вызывать беспокойство современное состояние самой УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП).
Возвращаясь к теме настоящей статьи, напомним, что сама заметка о.Андрея Кураева была посвящена факту упоминания известного архиепископа Александра (Драбинко) в деле, связанном с похищением монахинь Свято-Покровского женского монастыря, а именно игуменьи Каллисфении и ее помощницы Екатерины 14 июня 2013 года.
Вчитываясь в фразы архим. Лонгина (Чернухи), возникают вопросы по затронутой теме, тем более что отец Лонгин попытался в рамках своей статьи представить молчание подавляющего большинства своих коллег журналистов как проявление мужества...
«Среди моих друзей - коллеги из разных церковных изданий. В основном это те, кто очень хорошо знаком с современными проблемами внутрицерковной жизни. Все глубоко верующие, прекрасно понимающие природу Церкви христиане». Зачем и для чего архим. Лонгин нам об этом говорит? Это каким-то образом придает убедительность его словам? Да и фраза - «все глубоко верующие» - достаточно странная. Сначала о. Лонгин говорит о друзьях, что они «в основном», а далее «все глубоко верующие, прекрасно понимающие природу Церкви христиане». Кстати, почему не указано, какие «христиане»? Это разве автоматически указывает, что среди его друзей исключительно православные христиане УПЦ МП?
Допустим, что отец Лонгин знает «глубину веру» и «прекрасное понимание» друзей-христиан «природы Церкви», хотя и это странно, на мой взгляд, так говорить обо всех друзьях. Но однозначно по-разному знакомы с «проблемами внутрицерковной жизни» его друзья, представленные во френд-ленте в Facebook в количестве более 2300 человекhttps://www.facebook.com/longinkpl?fref=ts. Понятно, что не все друзья в социальной сети являются настоящими друзьями архим. Лонгина в жизни, может авторитетный священник просто делится мнением своих коллег все-таки выборочно? Например, униат архимандрит Тихон (Кульбака), являющийся Генеральным викарием Священнического Братства Святого Климента Римского в содружестве православных священников и приходов в единстве с Римским Апостольским Престолом (г.Донецк) http://vk.com/id8443691 по-своему понимает проблемы внутрицерковной жизни, а архимандрит Виктор (Бедь) или архиеп. Александр (Драбинко) - на свой лад. Далее главный редактор «Церковной православной газеты» предполагает, что им (тем, которые «прекрасно понимают природу Церкви») «хотелось бы во всеуслышание кричать о церковных проблемах, но есть духовные и нравственные принципы, которые останавливают их». Но, почему подчеркнут такой драматизм в словах, что им «хотелось бы во всеуслышание кричать» на догадке «может быть»? Ведь с одной стороны не ясно кому и о чем хочется «кричать»? Затем, уже без предположения констатируется, «но есть духовные и нравственные принципы, которые останавливают их».
Здесь хотелось бы остановиться, так как этот аспект является одним из принципиальных в видении главной проблемы УПЦ. Эта точка зрения, облаченная в благородные слова«духовные и нравственные принципы», останавливающие говорить о «церковных проблемах», достаточно популярная, причем те, которые предпочитают молчать, в основном представлены на самом деле людьми, хорошо разбирающиеся в нюансах религиозной конъюнктуры, а тема раскола и отмежевания УПЦ от РПЦ к ним как раз и относится.
Из уст украинских православных священников звучат нередко мнения, в отношении будущего УПЦ, что сейчас даже «политически выгодно» иметь практическую свободу действий на месте, но духовное руководство находится в Москве. Некоторой сенсацией стали слова о. Николая Данилевича (УПЦ МП), который заявил, что УПЦ и униатам следует решать свои проблемы напрямую, минуя Москву. В Киеве 8 июня 2013 г. на заседании круглого стола «Украина в православно-католическом диалоге», организованного униатской комиссией по «содействию единству христиан» и католической экуменической комиссией, в присутствии папского нунция Галликсона и кардинала Коха протоиерей Николай Данилевич на основе «духовных и нравственных принципов» заявил следующее: «Сейчас назрела необходимость решать напрямую проблемы, которые были (или остаются) у греко-католиков и православных на Украине. То есть между нами самими, а не в Москве или Ватикане, которые далеко, и возможно, не всегда в курсе того, что на самом деле происходит».http://risu.org.ua/ua/index/all_news/confessional/interchurch_relations/52567/. Лукавство этого заявления доказывается четким пониманием самим о.Николаем и его коллегами, что автокефалия или неприятие главенства Папы Римского Украинской греко-католической Церковью исключены по определению, а вот активный процесс отделения от РПЦ - уже в реальном действии.