Преображение Господне.
Несколько мыслей.
Преображение Господа Иисуса Христа стоит в ряду Великих Господских Праздников. В чем же величие этого праздника для христианина?
* * *
Но сначала... праздновать... это как? Заниматься праздностью, бездельем, что называется «бить баклуши»? В библейском смысле праздность - это неделание, покой, субботство. Святитель Григорий Палама обращает наше внимание на слова бытописателя: "И благослови Бог день седмый, и святи его: яко в той день почи от всех дел Своих"(Быт.2:3). «Следовательно,- говорит святитель, - есть такие дела Божии, которые Он не начинал творить, и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 4, 17)». Какие же это дела? Внимание Себе (Самосозерцание) и Промысел о Мiре (деятельная и любовная забота, даже прежде его сотворения). Вот занимаясь этими же делами, мы и входим в «покой оный» (Евр.4:11), субботствуем, празднуем
[1].
Итак, «праздновать» для христианина это: взявши повод от содержания праздника, смотреть на себя и на Бога (что непременно приведет к молитве) и делать дела любви (любви как самозабвенной жизни в другом / Другом).
* * *
Теперь посмотрим на событие Преображения Господня, чтобы его по-христиански отпраздновать. Но сначала нужно упомянуть о двух вещах.
Первое. Преображению Господа предшествовало следующее событие. Христос спросил учеников: за кого Меня почитают люди? Апостол Петр исповедал Его: Ты - Христос, Сын Бога Живого (Мф.16:16). Далее Господь открыл ученикам, что Он пострадает. Петр прекословил Ему, пока еще видя в Нем земного царя...
Второе, о чем нужно упомянуть, это слова Христа, сказанные Им после разговора с Петром: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Здесь речь идет о том, что произошло со Спасителем на Горе.
И вот, через несколько дней после этих событий и слов, само Преображение. Святой евангелист Матфей так описывает это событие: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:1-9)
Духовная символика события.
Христос берет трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и восходит с ними на гору помолится. Петр - это символ веры, которую он недавно исповедал. Иаков - это символ надежды и терпения, показанные им в скорой смерти после Воскресения Христова. Иоанн - тот, кто исполнил заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем своим существом».
Подобно тому, как подъем на гору требует усилия, так и желающим стать опытными свидетелями Преображения Господня требуются усилия, чтобы, оставить все низкое, плотское: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). Выше мы уже заметили, что в Преображении Христовом явилось, «пришло в силе» Царство Божие, значит те, кто был свидетелем этого чуда, не имели этих дел плоти, перечисленных апостолом язычников. Однако боговдохновенные толкователи обращают внимание на слова: «пришедшее в силе», потому, что «Человеку невозможно увидеть Божию Славу, Царство Божие, если душевные и телесные чувства не будут укреплены нетварной божественной энергией (т.е. Благодатью - прим. К.Н)».
[2] Как же произошло это явление Царства Божия? «...просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет...». И позже апостол Иоанн Богослов свидетельствовал «...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Наш земной, сотворенный свет - это единственная реальность, которая может передать славу и свет Божества.
«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Господь вызвал душу Моисея из Ада, из царства мертвых, призвал и Илию с Неба. Перед Ним живые и мертвые, Он - Владыка жизни и смерти. О чем же разговор, о чем беседа мертвеца и Вечной Жизни, о чем Творец и неумерший беседуют? «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Говорят о смерти Его, которую провозвестил Моисей при Исходе из Египта, заколов жертвенного ягненка. Говорят и о Его Воскресении, которое провозвестил Ревнитель, воскресив сына вдовы (3Цар.17:22). Говорят о Великом Исходе всего человеческого естества из плена дьаволя. Говорят и о воскресении, восстании этого нынешнего дебелого, в новое, преображенное, без закваски злых страстей, сияющее Божественным Светом. Говорят о том, что «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».
А что же ученики? «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Вот тут-то и нужно вспомнить то первое предваряющее замечание к нашему рассказу о Преображении - о земном мудровании Петра, да и всех учеников. Оно всё то же. Петр в восхищении! Явился Моисей - тот кто один раз уже вывел евреев из плена (ныне пребывающих под римским владычеством). Явился Илия, пророк-ревнитель, заклавший 400 жрецов языческого Ваала, устроивший засуху на 3,5 года (вот оружие в тыл врага!). Наконец, Христос - Великий Чудотворец, могущий кормить тысячные армии пятью хлебами и двумя рыбами, могущий сотворить глаза рожденному без глаз. Какая мощь! Три таких вождя!.. Но каков же ответ на эти чаяния земного могущества?
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Святой Евангелист Лука обращает внимание: «Когда был глас сей, остался Иисус один...» (Лк.9:36). То есть вот Кого надо слушать - Христа Иисуса, ибо Он - центр Неба и Земли, центр всего. А Он говорил: «...Царство Мое не от мира сего...» (Ин.18:36). И они слушали. Но умы их просветились только в Пятидесятницу, после сошествия на них Святого Духа, ибо земная мудровали и после как удостоверились в Его Воскресении: «...они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6).
Суть праздника.
Что же мы празднуем ныне, в чем радость для христианина в этом событии? Чтобы разобраться с сутью того, что произошло со Господом Иисусом Христом на Фаворе, нужно знать понятия «сущность» или «природа» и «личность» или «ипостась» из православного богословия.
«Природа». Мы привыкли со школы природой называть то, что нас окружает. Для богословия не так. Приведем пример, чтоб понять. Есть природа дерева, природа камня, природа воды... природы ангелов, природа человека, наконец, природа Бога. Природа в православном богословии отвечает на вопрос «что?».
«Личность». Личность это тот, кто может сказать «Я», например, ангел, человек, и, конечно, Бог. Личность в православном богословии отвечает на вопрос «кто?».
Итак, «природа» отвечает на вопрос «что?», а личность на вопрос «кто?». Природа не может сказать «Я», а личность так говорит.
О Боге Троице. В Боге Три Божественные Личности: Отец, Слово, Святой Дух, и одна природа. Три «Кто» и одно «Что». Соответственно у Трех - одно Действие, одна Несотворенная Энергия, или по-славянски - «Благодать».
О Господе Иисусе Христе. В Нем одна личность - Бога Слова и две природы: Божественная и Человеческая. То есть одно «Кто» и два «Что». Действий, соответственно, два: человеческое и божественное (Благодать). Два естества, две природы, две сущности: Божественная и Человеческая соединены во Личности Бога Слова, Второй Личности Пресвятой Троицы. Как соединены? Ответ дал IV Вселенский Собор: «нераздельно, неслиянно, неизменно, неразлучно».
О человеке. В каждом человеке одна личность и одна природа - человеческая. (Человеческая природа - это все, что в человеке отвечает на вопрос «что?». Т.е. тело + душа в своих силах: уме, воле, чувствах. Тело и душа - это «что» в человеке. А вот тот, кто осознает себя, «Я» - это «кто»).
Итак, что же произошло на горе Фавор?
Господь Иисус Христос, укрепив очи своих учеников, показал, как сияет Нетварным Светом, т.е. Благодатью, обоженная человеческая природа в Нем. Показал какими и мы будем, если позволим Богу жить в нас, действовать в нас своей Благодатью. Или по-другому: ученики видели «...нетварную энергию Троичного Бога в человеческой природе Слова»
[3].
Итак, суть радости Преображения Господня в том, что Бог показал обоженность своего человеческого естества, благодаря чему (обожению), мы и спасены Им от греха, смерти и дьявола. Кроме того, Христос показал, какими мы будем в Царстве Божием, Царстве Света после всеобщего воскресения тел
[4]. Впрочем, тогда будет и более: тела христовых людей, людей Церкви, людей Тела Христова будут не только светиться Божиим Светом, Божественной Энергией, но и будут подобны Телу Христову: нетленны, без земных нужд в пище и питии.., вообщем, читающий внимательно Евангелие знает каким стало тело Христа после Воскресения.
Напоследок еще одна вещь. Адам умер дважды: когда захотел жить сам по себе, нарушил заповедь, - умер духовно, а много позже и телесно. Вот и мы, как единые с ним по природе, воскресаем дважды: в Святом Крещении духовно, а при Втором Светоносном Пришествии Господа, воскреснем телесно.
Константин Новиков
[1] Подробно см. здесь:
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.g_09_0117 [2] Иерофей (Влахос), митр. Господские Праздники. Симферополь: Таврия, 2002. С.171
[3] Иерофей (Влахос), митр. Господские Празники. Симферополь: Таврия, 2002. С.170.
[4] Хотя и сейчас Господь показывает Свою жизнь, Свое сияние в Своих угодниках, самые близкие к нам по времени - прп. Серафим Саровский (XVIII в.) и свт. Иоанн Шанхайский (XX в.)