Nov 28, 2009 16:30
ГОСУДАРСТВО как особенное понятие русского языка непосредственно связано в речи и культурно-историческом контексте с идеей единовластного управления народом и землей государем, сосредотачивающим в своих руках всю мощь власти и единого руководства политической структурой общества, состоящего из отдельных индивидов, групп, партий и корпораций. Рассмотрением идеи государства занимается политология, политическая философия, геополитика и история политических учений, да и многие отдельные исследователи из других областей науки рассматривают свои проблемы под государственным углом, пока земное государство совсем не отмерло в глобальном мире .
Со времен Платона рассмотрением идеи государства занимались многие философские умы и политические мыслители. Платон является первым крупным известным нам философом, который подробно рассмотрел понятие идеального устройства общества в своем "Государстве". Идеальное государство Платона можно уподобить его идеальному миру, воплощенному в действительную природу. Платон даже перенес естественную идею вечного круговорота на государственное устройство, которое проходит круговой путь от монархии к демократии и республике, а потом опять возвращается к тем же политическим структурам. Аристотель на основе своей логики форм дополнил платоновскую диалектическую мифологизацию политических идей, разобрав и разработав систематически уже существующие государственные устройства. Вслед за Платоном и Аристотелем проблемой государства усиленно занимался Августин Аврелий, разделив основное понятие «государства» на град божий и град земной. Потом появилось чисто христианское учение о государстве в сочинениях Фомы Аквинского и Макиавелли, за ними следует Боден и Еллинек, которые с позиции естественной и схематической систематизации каждый по своему разобрали идею государства. Все политические учения последнего времени вынуждены были обращаться не столько к христианской идеологии, а более к узкопартийной искусственной системе социально-политических идей. Современная политология вынуждена обслуживать и удовлетворять мелкие потребности демократических правительств. Развитие идеи государства можно проследить в исторической перспективе. Первоначально в первобытном государстве преобладали чисто семейные отношения, при которых выделяется одна община во главе с отцом-патриархом, вынужденным вести политическую борьбу с другими главами семейств. Так рождается примитивное устройство первогосударства, в котором составляется общественный договор о передаче части индивидуальных прав главе общины и его окружению. Следующим шагом в развитии государства, который можно свободно вычленить из эволюционной ткани политического прогресса было усовершенствование орудий труда для земледельцев и оружия для воинского сословия, а также выделение новой жреческой или шаманской касты. Религиозные помошники правителей вынуждены были искать объекты для реального приложения усилий и стремлений земледельческого и воинских сословий. Таким образом, одна политически сформированная община вынуждена вести войну, а в мирное время торговать с другой общиной. В войне происходит захват в плен инородных членов, которые становятся рабским товаром и дешевым средством для укрепления границ новых рабовладельческих государств. Эти политические сообщества в диалектической борьбе с подобными образованиями вступают в феодальный период исторического развития государства. Появляются такие европейские политические явления как рыцарство и христианское монашество. Появляются рыцарские замки и монашеские ордена, проводящие всю свою жизнь в войне и молитве, руководит ими всеми главный феодал-король, ему помогают епископы, удельные князья с военной дружиной и первые универсальные профессора-богословы с их университетскими ученика - послушниками. С увеличением количества европейского населения, появляется необходимость оформить государственные границы и не только географически, но и юридически. Государства в диалектической борьбе то разъединяются по национальному признаку, то под флагом национализма происходит мировая война за всеобщее воссоединение в единое христианское государство во главе с титульной нацией и вождем-диктатором, представляющим самую сильную нацию. Таким историческим примером военного устройства государства была диктатура Гитлера. После краха христианских тоталитарных систем политическое устройство государств стало иметь вид промышленно-торговых сообществ, в которых преобладают коммерческие и промышленные отношения, а на смену рыцарей и воинов приходит тип торговца-коммерсанта, для которого блеск золота и денег ценится выше, чем идея славы, чести и веры. В последние годы государства различаются только номинально, и основные границы взаимодействия проходят между религиозными мирами: христианско-иудейским, арабо-мусульманским и индо-буддийским. Чем закончится политическое взаимодействие трех миров, когда население планеты увеличится до таких размеров, что не останется ни одного свободного уголка на земле. Возможно, человечество смешав все расы и народы переселится на другие планеты, но можно предположить, что атомные и электронные технологии будут возвратным механизмом к первобытному состоянию общинного государства. Если всемирный потоп уже не может уничтожить современные государства, то совсем не мифологическая угроза ожидает людей от атомного оружия, которое несет разрушительный гераклитовский огонь. Или сбудутся древние пророчества о вечном возврате к истокам, или современные государства придут к кантовским принципам вечного мира.
Государство