Nov 26, 2009 19:29
ГЕРАКЛИТ (544-483) - древнегреческий философ, логик и диалектик, родился в Эфесе в аристократической семье, как и все досократовские мыслители написал поэму "О природе", составленную из "темных" изречений, откуда произошло и его прозвище "темный философ", его же называли и" плачущим философом", тогда как Демокрита - смеющимся. Диоген Лаэрций передает, что Гераклит как аристократ и высокомудрый философ презирал всех, изрекая:"Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем". Самым мудрым он считал мировой ум, правящий всей вселенной. Гомер заслужил то, что его выгнали с поэтических состязаний, по словам Гераклита, и высекли. Ипполит передает как философ критиковал Гомера, которого обманули малые дети, хотя все считали поэта мудрее всех эллинов. Пифагора же он считал мошенником, который больше других собирал сведения о мире, выдавая их за собственную мудрость.
Гераклит призывал отстаивать законы полиса как защищают стены города от врагов, а кто намерен говорить, изрекая свой логос, с умом, тот должен опираться на общее для всех, как граждане полиса опираются на закон. Все люди, по мысли философа, бодрствуя, видят один космос, а во сне он для каждого свой. Человек словно свет в ночи: он вспыхивает утром, угаснув вечером, уходя, будто уснув, чтобы вновь вспыхнуть к бодрствованию. Все, что мы видим наяву, говорит мыслитель, есть смерть, что видим во сне - сон, а что после смерти мы видим есть жизнь.
Гераклит диалектично замечает, что люди-это боги, а боги - это люди, так как логос один и тот же для всех. Когда к философу пришли за советом, то он пригласил к себе такими словами:"Заходите, здесь тоже обитают боги". Космос как и логос он считал одним для всех, его никто не создал из богов или людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами угасающим. Первоосновой всего сущего для Гераклита был вечно живой огонь, который превратился вначале в море, а потом в землю и воздух. Из огня появились все вещи, и все они уходят в огонь, по словам философа, все вещи обмениваются на огонь и огонь обменивается на вещи подобно тому, как вещи на рынке обмениваются на золото, а золото - на вещи. Одно равно всеобщему, и нет дня и ночи , так как не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь. Один для Гераклита - тьма, если единственный наилучший. Он упрекает за глупость людей, которые рожденные жить, уже обречены на смерть, а они еще заводят и оставляют детей, чтобы родилась новая смерть. Он советует людям прятать глупость, доверяя только бессмертной памяти. Лучшие люди предпочитают одно всему, аристократически изрекает философ, вечную славу они предпочитают бренным вещам, хотя большинство объедаются словно скоты. Души воинов, павших в бою чище, как считал философ, чем души, умерших от болезней, а потому, чем доблестней смерть, тем лучший удел выпадает на долю погибших. Он укоряет тех, кто не умеет слушать и говорить, они присутствуя, словно отсутствуют, и не мыслят вещи такими, какими их встречают в опыте, а узнав, не понимают, и живут, словно грезят. Многие люди находятся в непристанном общении с логосом, управляющим всеми вещами, который не понимают, находясь с ним в постоянном разладе. Этот сущий логос люди постоянно не понимают, говорит Гераклит, и прежде, чем выслушать речь логоса они уподобляются незнающим ее, они узнают слова и вещи на опыте и разделяют их согласно реальной природе. Глаза, как считал философ, являются более точными свидетелями, чем уши, природа же любит прятаться, так как тайная гармония лучше явной.
Клемент Александрийский передает слова Гераклита:"Ищущие золото много земли перекапывают, но находят мало, ведь не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного". Большая часть божественных вещей, по словам Гераклита, ускользает от познания по причине их невероятности и неверия в их существование, поэтому необходимо верить и дельфийскому оракулу, который и не говорит, и не утаивает, а лишь подает знаки. Философ любил повторять изречение, написанное в Дельфах:"Познай самого себя, и ты познаешь вселенную". Можно познать вселенную в себе, но не через многознание, взятое у других людей. Все знания мира находятся в разумной душе, которая общается с логосом, с миром идей, и извлекая идеи можно узнать все о вселенной. Стобей приводит такое изречение Гераклита:"Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. Целомудрие есть величайшая добродетель, мудрость же заключается в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая необходимость самоограничения. " Все возникает через вражду, говорит Гераклит, война общепринята, а вражда - устанавливает обычный порядок вещей. Его знаменитое поэтическое изречение о войне следущее: "Война-отец всех и царь всех: одних война объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными". Гераклит метафорически замечал, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, Платон по этому поводу отметил, что все сущее подобно потоку, который несет все вещи мира, поэтому Гомер и Фалес считали сущее водой, одним большим океаном. Гераклит упрекал Гесиода за то, что тот не был диалектичен, не зная, что день и ночь одно и то же. Примером гераклитовской диалектики является такое изречение: "Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны, одни живут за счет смерти других, а за счет жизни других умирают. Душам смерть - воды рождение, воде смерть - земли рождение, из земли вода рождается, а из воды - душа". Так совершается вечный круговорот всего сущего, который можно описать диалектически, а всем правит гераклитовский огонь и война.
Гераклит,
Гегель,
диалектика