Развитая греками мысль достигла философских вершин.

Nov 02, 2009 23:49

ГРЕЧЕСКАЯ, а именно античная индивидуальная мысль, начинается со времен Гомера и Гесиода и пребывает до последних дней существования платоновской академии, когда она пала под натиском христианской идеологии.
В современной философии появился однажды тезис о том, что философия является чисто греческим феноменом, что только греческая мысль достигла философского понимания сущего мира, тогда как иудео-христианство лишь уводило человека в одномерную плоскость веры. Возврат в новое время к древнегреческой мысли обеспечил поле для развития новой и самой новейшей философии. Так, Декарт уже говорит о необходимости подвергнуть сомнению все схоластические положения и догмы иудео-христианской веры, он предлагает перейти от догматической веры через сомнение к личному мнению и истинному знанию о сущем мире. Он доказывает истинность платоновской теории идей при помощи своего философского метода сомнения, когда говорит, что знает о своем существовании только полагая, что мыслит или другими словами человек может мыслить себя человеком только тогда, когда пользуется внутренним сознанием, разумом, мыслит себя. Только врожденные идеи могут быть доказательством существования человека, его мышления в бытие, но греки доказывали до Декарта, что человек может развить свои идеи до философских вершин и не обязательно человек может иметь философские задатки. Все философы после Декарта обращались к древнегреческому источнику философской мысли, чтобы почерпнуть вдохновение и обрести ясность мысли, незамутненную иудео-христианской идеологией и верой. Само христианство опиралось на платоновскую и аристотелевскую философию в обосновании богословского вероучения, занимаясь теологией и богословскими изысканиями. Немецкая классическая философия искала опору для своих положений более в греческой мысли, чем в христианской схоластической идеологии и даже протипоставляла ей свою критическую позицию, как это было у Канта. Гегель выстраивал свое логическое учение на фундаменте гераклитовской диалектики, а Кант в критической философии против догматики христианской схоластики обращался к мысли Платона и логике Аристотеля. Греческая философия в досократовский период была более мифо-поэтична, чем логична. Так, Гомер почитался за великого и мудрого поэта-аэда, он описал тяжелый путь познания мира Одиссеем при его возврате на родину. Всем в природе, поэтически описанной Гомером, заправляют боги, а основой земной жизни является мировой океан. Фалес вслед за первым поэтом Греции назвал первоначалом всего сущего воду. Гесиод как и Гомер описывает жизнь и происхождение богов, за ними следует Орфей, который рассказывает миф о первочеловеке, как посланнике богов. Остались поэтические фрагменты Орфея, где первосущий мир разделяется на небо и землю, а нестареющий хронос называется отцом эфира и хаоса, что позднее было повторено в библии. Как Гесиод и Орфей поэт Мусей создает свою теогонию, а поэт Лин философски замечает, что было некогда время, когда все вещи были вместе. Лин создает поэму "О природе космоса", в которой изображает как через распрю все управляется. Уже у Лина встречается знаменитое греческое понятие "все". В греческой философии было "все", которое называлось после Лина природой (фюзис), сущим , космосом. Первые ионийские философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен именовали свои сочинения одним названием:"О природе". Для Анаксимандра все есть беспредельное(апейрон), а для Анаксимена природа воздушна как и человеческая душа. Гераклит говорит, что первоначалом всего сущего является огонь и война. Для Анаксагора первоосновой всего является всеобщий ум (нус), и с ним согласился греческий комедиограф Эпихарм, который ввел понятие "идеи"в античную философию, позже Платон развил теорию идей. Парменид в своей поэме "О природе" разделяет сущее на единое и многое, о них мы можем узнать истину или составить определенное мнение. У Парменида был приемный сын Зенон, считавший все одним, он развил диалектическое учение о движении, составив апории, доказывающие, что любое изменение в мире является иллюзией, а мир остается одним единым сущим . Парменид, Зенон, а так же Мелисс составляют элейскую философскую школу греческой мысли. Эмпидокл считает первосущими элементами природы все четыре стихии, а управляет ими любовь и вражда, само же сущее имеет сферическую форму. Особое место в греческой философии занимают две школы:пифагорейская и афинская, первую возглавляет Пифагор, который считал первоначалом всего сущего число, он развил некоторые математические положения, создал теорию метапсихоза и рассказал о гармонии сфер. Платон дополнил пифагорейскую теорию чисел, создав на ее основе свою философию, он также развил учение о душе, которое присутствует у Пифагора и его учителя Сократа. Учеником Платона был Аристотель, создавший учение о материи, противопоставив ее форме, и для их соотношения в мысли философ создал логическую теорию. Первоосновой сущего Аристотель считал энергию. Для распространения своих взглядов Платон и Аристотель создают в Афинах свою академию и лицей, которые просуществовали еще долго после смерти мыслителей. Философия Платона , Аристотеля и пифагорейцев была перенята в александрийской школе, в которой греческая мысль смешалась с восточными верованиями и иудейско-христианскими религиозными взглядами на сущий мир. Уже византийская мысль, хотя и говорила греческим языком и обращалась к греческой мысли, но она была почти полностью подвластна иудео-христианской идеологии. О греческой философии написаны целые библиотеки, большой раздел в которых посвящен платоновской мысли и аристотелевским взглядам на мир. Наиболее известным историком философии был Диоген Лаэрций, описавший жизнь, учения и изречения древних философов. Был и другой Диоген, но из греческого полиса Синопа. Диоген Синопский создал философию образа жизни, назвав ее кинической, у нее было много последователей, как в греческом, так и в христианском мире. Последними крупными философами христианского мира, подробно исследовавшими феномен греческой мысли были Ницше и Хайдеггер, достигшими благодаря этому вершин в своей мысли.
Мой журнал читает один человек, которому будет полезно знать, как и его виртуальному другу Тинькову, что бизнесмен не может рождаться сам по себе как и не могут быть бизнес-идеи врожденными, они могут быть только развиты из чистого разума, даже если человек об этом сам интуитивно не догадывается, всему этому может быть доказательством древнегреческая философская мысль.

Греческая философия, Кант, Гегель и другие

Previous post Next post
Up