Гедон

Sep 09, 2009 23:53

   ГЕДОНИЗМ как этическое понятие произведено от греческого слова, обозначающего "наслаждение",- у Эмпидокла было подобное слово "атараксия", которое можно перевести как безмятежность.
Гедонизм как философский образ жизни и этическая система предполагает достижение всеобщего блага через индивидуальное стремление к наслаждению. Каждый человек стремится к своему наслаждению, но можно выделить три их типа, связанных с платоновскими типами людей. Земледельцы стремятся к чувственному наслаждению и благом будет, если они получают его. Платон пересказывает гиппократовскую теорию вожделения, которая связана с идеей чувственного наслаждения.
Вожделение возникает у женщин и мужчин как необходимое естественное стремление к продолжению человеческого рода через совокупление. Платон говорит, что в теле женщин есть особое место, которое рождает состояние истерии, когда они не могут удовлетворить свое вожделение. В состоянии истерии женщина будет метаться до тех пор, пока не будет удовлетворено чувство вожделения. Природа устроила земледельческий тип стремления к наслаждению, уподобив его женскому вожделению, поэтому стремление к благу заложено в теле самого земледельца. Воинский тип стремится найти наслаждение в войне, в бою или в борьбе, и благом для воина будет, если он найдет объект для достижения своего вида боевого наслаждения. О философском типе наслаждений говорит Эмпидокл и другие мыслители. Философское наслаждение заключается в безмятежности и отрешенности от реального мира. Философ обращает свой внутренний взор к идеальной области, созерцая мир идей. Природа философа и его разум стремятся ограничить идеальную сферу с помощью системы категорий и понятий, расширяя их действие на все идеи сущего мира. Безмятежность достигается философом через отрешенность от телесных и чувственных удовольствий. Философский тип является двойственным существом, увеличивающим границу между телом и разумом. Тогда как земледельцы и воины стремятся жить в реальном мире, используя все действительно существующие наслаждения и удовольствия, то для философа присуще стремление к полному отрешению от материальной реальности и постепенный уход в идеальный мир. Тогда как воины и земледельцы считают идеальный мир выдуманным и нереальным, что является их правдой и не только на словах, то для настоящего философа идеальный мир более реален и истинно необходим для жизни как для оживления тела необходима душа и жизненный дух.
Стремление к идеальному миру заложено в разумной душе философа, поэтому его личным благом будет постижение всего сущего бытия и его истины.

Гедонизм, этика и жизнь

Previous post Next post
Up