Философская ситуация в Европе до прихода Гитлера на примере Гуссерля.

Sep 05, 2009 21:48

  ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859-1938) является основателем феноменологического направления в философии; стало общим местом считать, что у него обучался новому методу философствования чисто немецкий мыслитель Хайдеггер, который, разбирая проблему гуманизма и связи ее с поэзией Гельдерлина и Гете, считал, что его учитель, критикуя психологизм и историзм, проложил широкий путь для Фрейда и Маркса(кстати тоже как и Гусерль ученых людей еврейского происхождения). Хайдеггер сменил Гуссерля в 1929 году на посту профессора философии гуманитарного факультета Фрейбургского университета. До этого Хайдеггер слушал лекции Гуссерля по феноменологии и логике, о чем упоминается в его диалоге о языке между немецким мыслителем и японцем. Хайдеггер говорит, что читал "Логические исследования" Гуссерля будто бы вместе с японскими студентами-так оно было сложно для восприятия. Вышедшее сочинение "Бытие и время" в 1927 году, было посвящено Гуссерлю. Хайдеггер упоминает, что Гуссерль был учеником логика Франца Брентана, написавшего програмную диссертацию "О множественном значении сущего по Аристотелю".
       Вслед за выходом "Логических исследований" Гуссерля в 1900 году, когда увидела свет и психологическая работа Фрейда "Толкование сновидений", вышел труд под названием: "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", это произведение стало манифестом для объединения всех неогегельянцев вокруг марксизма, чтобы распространить его при помощи феноменологического метода. Гуссерль говорит о важной роли абстрактного понятия "эпохе" в удержании сущности вещей в нашем сознании. Для обоснования своих феноменологических идей Гуссерль обращается к Гегелю, Фихте и Канту. Своим противостоянием психологизму Фрейда, он подготовил почву для новой психологии, а разбирая историцизм Маркса Гуссерль укрепил позиции мрачной философии материализма и попытался создать фундамент для философии как строгой науки, основанной на строгих принципах логики. Свои взгляды на современную ему философию Гуссерль отразил в работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" в 1954 году, а ближе к смерти вышло новое произведение "Первая философия", в котором с большей силой определяется роль феноменологии как беспредпосылочной основы науки. Гуссерль догматически разобрал идеи Гегеля, отраженные в "Феноменологии духа", когда создал свое положение об интенциональности, как первопричине объективного мира. Вся феноменология для Гуссерля выступает как трансцендентальная субъективность, исходящая из сознания человека, из его "Я".
       Гуссерль создал свой феноменологический метод в философии в ответ на ожидания научной общественности найти прочную логическую основу для европейской и восточной мысли. Гуссерль выполнил заказ, исходящий из общественного сознания, и его метод удовлетворил особенно русскоязычное еврейское  сознание, которое искало опоры для своих гуманитарных и естественных наук в советской академии. Кроме идей немецкой классической философии, Гуссерль использовал платоновскую мысль в обосновании понятия интенциональности и феноменологического метода в философии, логике и науке. Гуссерль бы открывает заново вслед за Кантом и Платоном мир трансцендентального сознания, который совпадает с идеальным миром. С помощью своего метода Гуссерль предполагал получить истинное знание о трансцендентном мире идей.

Гуссерль, Феноменология, Философия

Previous post Next post
Up