Прочитал этот поздний рассказ Александра Исаевича Солженицына. Кому интересно -
можно здесь его прочесть, он небольшого объема.
Впечатления противоречивые, скорее негативные, но не от содержания - там всё в порядке, а от формы, по художественной, литературной части. Почему-то пишут, что Солженицын придумал "новую жанровую разновидность рассказа" - двучастную. Не вижу в этом ничего нового и оригинального, хотя и ничего плохого тоже, все жанры хороши, лишь бы получилась настоящая литература.
Сразу скажу (еще раз, так как много раз писал), что к Солженицыну отношусь с большим уважением как к фигуре, к общественному деятелю и как к публицисту. Далеко не со всеми его взглядами и идеями соглашаюсь, но это не обязательно: заблуждения незаурядного мыслителя интереснее скучной правоты серой бездарности.
К Солженицыну-писателю у меня отношение более сложное. Недавно перечитал рассказы 60-х годов и впервые прочитал "Раковый корпус", это великое, это шедевры, это из лучшего в русской литературе ХХ века. Роман "В круге первом" читал еще в советское время, дважды, уже тогда воспринял неоднозначно, самое сильное там - НЕ художественное, даже, я бы сказал, ВНЕхудожественное - описание жизни в шарашке, арест дипломата Володина. Всё остальное слабовато, в том числе внутренние монологги Сталина с Абакумовым, это на уровне какого-нибудь Анатолия Рыбакова или Александра Дюма, извините, который тоже активно выводил в своих романах королей, кардинала Ришелье и прочие исторические личности.
"Красное колесо" читал урывками, отрывки слышал еще в советскую пору по "вражьим голосам", потом читал "Август 14-го", в целом судить не берусь.
Его книга про евреев "200 лет вместе" показалась безумно скучной, я ее не осилил, не смог одолеть первый том, в ней нет ничего антисемитского.
Но как у публициста, у Солженицына в XX и ХХI веке равных нет - среди русских. Не с кем сравнивать.
Всякие легендарные гадости, которые любят рассказывать про него глубоко невежественные блоГГеры, мне неинтересны. Коммунисты его не любят, и это правильно, он их тоже не любил.
Хотя смешно, что в нападках на Солженицына слились в экстазе войновичи-шендеровичи и леваки. Противоположности сошлись. Ну да это их проблемы.
Дальше
Вернусь к рассказу "Абрикосовое варенье". Он состоит из двух половинок (в этом якобы и состоит жнровая новизна).
Первая часть - письмо некоего парнишки из раскулаченных, попавшего не в ссылку в Сибирь, а в тыловое ополчение, мало чем отличающееся от лагеря, отправленное им некоему советскому знатному Писателю, в образе которого угадывается А.Н. Толстой. Парнишка просит Писателя чем-то ему помочь хоть как-то.
Вторая часть - сцена на даче Писателя, который разглагольствует на разные темы с гостями, а потом восхищается "языковыми находками", обнаруженными им в том самом письме парнишки. Но отвечать и помогать адресанту Писатель не собирается. Эдакий зажравшийся циник, хотя и талантливый, каким и был в действительности Третий Толстой (так его называет Бунин в воспоминаниях).
Две части связаны темой абрикосового варенья. Некогда его варили в семье парнишки до раскулачивания и истинного хождения по мукам, а теперь им угощает гостей процветающий Писатель.
С точки зрения фактического содержания - всё верно и точно. А вот если по линии худоржественной...
Смущает чрезмерная литературность письма раскулаченного парнишки, как будто чудом пронёсшего через все передряги "Словарь расширения русского языка" авторства Солженицына, коего еще не было в начале 30-х годов. Кроме того, непонятно, когда парнишка успел ознакомиться с книгами Писателя?! Откуда он вообще узнал о его существовании? Наконец, когда он мог успеть написать это длинное письмо? Понимаю, что это литературная условность, но она "торчит", лезет в глаза и сильно мешает.
Ну а в эпизоде на даче Писателя мешает некая избыточная заданность и чересчур топорная прямолинейность диалога. В рассказах 60-х годов Солженицын такого себе не позволял.
Эти шероховатости не позволяют оценить рассказ положительно. Впрочем, теперь надо прочитать остальные рассказы из двухчастной "жанровой разновидности", тогда уже сделаю выводы