Casus Троллоп

May 14, 2015 20:50




Сложен, извилист и зигзагообразен был мой путь к этой замечательной книге. Habent sua fata libelli, прежде чем они приходят ко мне, да и я к ним прихожу иной раз весьма хитрой дорогой

Сперва я читал две биографии из серии ЖЗЛ русских домонгольских князей - Владимира Мономаха и его внука Андрея Боголюбского, и честно скажу, что все эти князья - Ростиславы, Святополки, Всеволоды и прочие Владимирки с Юриями, Глебами и Давыдами мне смертельно надоели.
Единственное, что надо сказать: хоть они все, за исключением Андрея, рвались в Киев, на "златой стол", никакого отношения к нынешним украинцам они не имели, пусть сегодняшние укронацики не примазываются, это не их предки, а наши. А своих пращуров пусть ищут в Польше, да и черт с ними.

Затем я внезапно обнаружил у себя Дневник Корнея Чуковского с 1930 по 1969 год, и уже об этом тут писал.
Сей Дневник заслуживает особого серьезного разговора, как и его Автор. Мне безумно жаль, что не довелось (уже и не доведется) писать большую нормальную статью о "Корнее Ивановиче", человеке поразительной, но в то же время типичной судьбы, прожившего 87 лет, с 1882 по 1969 год, то есть, прошедшего практически через все эпохи и периоды ХХ века в России.

Его дневник - это своего рода описание повседневной жизни российского интеллигента, со всеми или почти со всеми особенностями и недостатками этого типа личности, хотя надо сказать, что Чуковский был напрочь лишен гнусного интеллигентского самодовольства, не считал себя "человеком с хорошим лицом", представителем "креативного класса", особо избранным и возвышающимся над "быдлом". В общем, это был лучший представитель "прослойки", переболевший почти всеми болями советского человека - в 30-е годы обожал Сталина, в 60-е годы уважал (но не любил!) Солженицына, да и страшно себе представить с каким количеством классиков дружил или тесно общался "Корней Иванович" - с Буниным, Леонидом Андреевым, Горьким, Блоком, Маяковским, Репиным, Куприным, Пастернаком, Ахматовой, Шкловским, Маршаком (отдельная история дружбы-соперничества и коварства Маршака, успевшего несколько раз подложить свинью конкуренту в детской поэзии), Пильняком, Бабелем, Мих. Кольцовым, Тыняновым, Зощенко, да невозможно перечислить всех.

Всю жизнь Чуковский жаловался, что он не реализовал себя. Так ли это? Не более, чем любой советский поэт, писатель и литературовед. Цензура была одна на всех. Многих травили, "Корнею Ивановичу" досталось тоже за "Чуковщину", но он уцелел, и все-таки его не растоптали так, как несчастного Зощенко с Ахматовой, например. Он очень много написал, при этом не любил писать "в стол", да литературоведу, критику это трудно было бы сделать. Не уверен, что все его книги можно или нужно читать. Но навеки останутся его детские сказки, хотя сам "Корней Иванович" ужасно не хотел, чтобы его считали детским писателем.

Да всё это "материалы к биографии", которую мне уже никогда не придется писать. Вернусь к главной теме.
Помимо прочего, Чуковский был великим знатоком английской литературы. В своем Дневнике он очень хвалит Энтони Троллопа.
А я вспомнил, что у меня есть роман этого самого Троллопа "Барчестерские башни", и я решил после Чуковского его прочитать. Первые 30-40 страниц продирался мучительно, с трудом, плевался, хотел бросить, но потом втянулся и теперь читаю с удовольствием. Напряженно слежу за перипетиями, болею и волнуюсь за персонажей - совсем как описывал "Корней Иванович" в своем Дневнике. За что ему особая, отдельная благодарность

АПД Иллюстрации к книге сделал художник Хебер Томпсон, явно талантливый график, но как я ни старался, почти ничего о нем не узнал, кроме того, что он родился в новой Зеландии в 1891 году, воевал в Первую Мировую, был ранен, умер в Англии в 1971-м, в общем, здесь кое-что написано по-английски. Однако дать полноценное представление о нем как художнике-иллюстраторе - не могу. Слишком мало рисунков в сети, а жаль

чтение-1, мыслитель, интеллигенция, литературное, история

Previous post Next post
Up