Валентин Григорьевич Распутин. Умер в свой день рождения. Ему только исполнилось 78 лет. Не так уж и много, что там говорить.
Распутин - без всяких преувеличений великий русский писатель, который останется в истории литературы наряду с Львом Толстым, Достоевским, Чеховым, Андреем Платоновым и другими. Рядом с нами был живой гений, один из очень-очень немногих наших современников, которых можно так назвать.
Я прочитал все, что он написал по 1985 год включительно, а после этого Распутин оставил художественную прозу, занялся публицистикой и общественной деятельностью. Рассказывали, что он отошел от литературы якобы после того, как некие подонки его крепко избили. Не знаю, насколько это соответствует реальности.
Интересно, что примерно в те же годы или чуть позже, словно по "команде свыше", дружно исписались очень многие прекрасные советские поэты, прозаики, кинорежиссеры, талант покинул их вместе с распадом СССР, как будто ангел отлетел. Но они упорно продолжали писать и снимать фильмы.
Кто знает, может быть, Валентин Григорьевич тоже почувствовал внутренний кризис. И перестал писать рассказы и романы... Впрочем, это домыслы.
Распутина причисляли к писателям-"деревенщикам", хотя в этой сортировке художников и рассадке их по разделам гербария нет ни малейшего смысла.
Его общественно-политические взгляды были архаичны, а то и вовсе реакционны, но это было его личное дело. Он делал то, что, по его разумению, должен был делать настоящий русский патриот.
В любом случае, проза, которую Распутин создал, важнее, значительнее, чем все эти частности и идеологические заморочки. Его романы и рассказы пребудут вечно.
Светлая память! И Царствие ему небесное
Вместо литературоведческой мутотени.
О Валентине Распутине. Из моих дневников 80-х годов
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4800301.html4 новых рассказа Распутина в "Нашем современнике" №7, 1982 год - гениально.
Мистические озарения на грани потустороннего, мысли о смысле жизни на каком-то фантастическом невероятном уровне. Кульминации - просветления оглушающие, ослепляющие, иррациональные, самое удивительное, что писатель сумел описать их, выразить в словах, зыбко, сомневаясь, неуверенно, но он сохранил таинственный вкус нерядового события и смог передать непередаваемое, настолько, насколько это вообще возможно.
В двух лучших рассказах "Век живи - век люби", "Что передать вороне" сюжета прямого нет, хотя вроде бы есть, но в какой-то момент он отступает и на читателя обрушивается некий хаос слов, звуков, описаний, из которых выстраивается упорядоченное повествование о контакте человеческой души с вечным надмирным, о просветлении духа, которое пережил сам автор, иначе он не мог бы ни слова написать.
А далее вновь возвращается обыденное, но оно уже пропущено сквозь сито исключительного, высшего, и оттого обретает высокий и законченный смысл. Если просто читаешь по поверхности, то видишь простые, хотя искусные описания таежной байкальской природы, но на втором плане чувствуется присутствие Бога, выраженное сквозь чистую, еще не загаженную людьми природу.
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4892405.htmlЧитал В. Распутина, "Последний срок". Да, это великий современный русский писатель. Нигде больше я не встречал такого потока сознания умирающей старухи. Ну, только у Фолкнера.
Но Распутин не формально принял его влияние, и потому я термин "поток сознания" употребил без кавычек. У Распутина это естественный поток реального угасающего сознания на пороге смерти, а не нарочитый литературный прием, каковым он является даже у талантливого В. Белова. Распутин глубже и более укорененный, что ли. Более солидный автор.
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4917425.htmlУ нас есть великий писатель В. Распутин. Свидетельством тому его новая короткая повесть "Пожар".
Название символично, писатель в ужасе от того, что происходит в России - пьянства, бардака, расхищений, а главное: утеряна граница между добром и злом.
Одно поразительно лирическое философское отступление я мог бы привести здесь полностью, но выражу основную мысль. Здесь Распутин поднялся до толстовских нравственных высот.
Звучит гневная отповедь существующему строю жизни, скорбное неприятие и непонимание современной советской нравственности, где смешались понятия добра и зла, где человек, не совершающий явных подлостей, чуть ли не герой и идеал, где красть можно и не осуждается мнением народным.
Где нет никаких нравственных норм, понятий, никакой религии, кроме денег и водки.