Сегодня ее похоронили.
Я уже написал про Валерию Ильиничну в субботу. Но хочется сказать еще немного, не касаясь ее советского диссидентского прошлого, только про недавнее прошлое, да фактически про настоящее.
Как только ни называют Новодворскую в эти дни! Я даже не про эмоциональные оценки типа "ум, честь и совесть нашей эпохи", которые выдают безнадежную проштампованность мозгов после советской обработки. Я про то, что бабу Леру числят в правозащитниках, общественных деятелях, даже в политиках (!).
Но это не соответствует реальности. Правозащитницей и общественной деятельницей Новодворская не была, политиком тем более, ее "Демократический союз" и "Западный выбор" - это даже не карликовые партии, это полтора человека, то есть Валерия Ильинична плюс Боровой, которого можно посчитать максимум за половину политика. Спасибо ему за заботу о пожилой, беззащитной, не приспособленной к жизни и не очень здоровой женщине! Но политика тут и рядом не ночевала
Тем более, что у Валерии Новодворской была профессия, достойная и куда более славная, чем политиканство. Она была выдающимся публицистом, стилистом и мыслителем, писала статьи и книги, великолепно формулировала свои мысли, блестяще выражала свои идеи, о которых я еще скажу отдельно.
Кстати, мы с бабой Лерой были коллегами по профессии. И нередко пересекались. Мы оба писали политические колонки в журнал "Столица". Мы оба параллельно сотрудничали с радио Эхо Москвы. Но это так, к слову.
Ну и последнее.
Про Валерию Новодворскую говорят и пишут много правильных хороших слов. Да, она была абсолютно бескорыстна, у нее были твердые убеждения и взгляды, за которые она готова была пойти и на расправу - и не раз шла в советское время, и на смерть.
За последовательность и верность своим принципам и убеждениям Валерию Новодворскую можно и нужно уважать. Об этом уже тысячу раз сказано.
Но нельзя ведь забывать, что это были за принципы и убеждения! А они были ужасны и бесчеловечны.
Вот
рассказывает мой хороший знакомый Сергей Григоров, который знал Новодворскую ближе и лучше:
В сентябре 1993-го года Новодворская начала читать у нас, студентов ИАИ РГГУ, курс Философии истории России.
Она увлекалась, находила себе временного героя, потом убеждалась, что этот герой не Новодворская, и разочаровывалась в нём. В героях у Новодворской перебывали и Ельцин, и Гайдар, и Чубайс, и антипод Чубайса Григорий Явлинский, и Немцов. Последним героем для Новодворской в России стал Боровой. Боровой оказался единственным политиком России, который был настолько слаб, что удовлетворялся греться в лучах политической риторики Новодворской.
Пожалуй, на постсоветском пространстве для Новодворской остались только три не разочаровавшие её "героя": Гамсахурдиа, Дудаев и Масхадов.
Курс философии истории России был действительно интересный, оригинальный и риторически безупречный. При том, что имея крайне слабое зрение, Новодворская всё читала наизусть, и курс, и все цитаты, и море стихотворений...
В следующий раз с Новодворской я увиделся на Старой площади 22 августа 1994-го года на дне российского флага. Зал, демократическая общественность, Анатолий Собчак. В фойе продавалась его книга о расследовании кровавых событий в Грузии в апреле 1989-го.
Проехали с Новодворской несколько станций метро. Поговорили о Собчаке. Пассажиры узнавали её. Никакой агрессии, скорее наоборот.
Зима 2004-2005 года. Майдан в Киеве. Я работал в "Класс-центре" у Сергея Казарновского. И мы решили позвать Новодворскую, провести встречу со старшеклассниками. Договорились, что не будем про майдан, но поговорим о философии истории России. Я поехал за Новодворской к ней домой, на машине. Пешком ей было всегда трудно ходить. После многочисленных заключений и пребывания в психушке её физическое здоровье было подорвано. По дороге мы разговорились про книгу Черчилля "История англоговорящих народов". К моему удивлению, она её не читала. Как и не знала, с каким восхищением англичанин Черчилль писал о Жанне д'Арк. Впрочем вердикт Новодворской был категоричен. Англия должна была оккупировать Францию, чтобы принести во Францию свободу, а так вот французам пришлось ещё столько столетий бороться. Черчилль считал, что проигрыш Англии в Столетней войне был благом для Англии.
Да, и в этом вся Новодворская. В насильственном водворении свободы, подчас мифической. Но ради абстрактной идеи, а идея свободы Новодворской - это во многом именно теория, абстрактная идея, можно было и воевать, и нарушать границы и оккупировать, и уничтожать государства...
Никогда не мог принять идею уничтожения Франции для торжества "свободы", тем более для меня была невозможной идея о принуждении России к свободе. Практически всё, что говорила Валерия Ильинична последние годы, было просто ужасно, от начала и до конца, и риторически, и исторически, и политически. Кто-то вспомнит попытку спойлерского митинга против Болотной, потому что там националисты, кто-то вспомнит объятия Борового с нациками на майдане в Киеве зимой этого года, кто-то что-то ещё.
Идея борьбы с советской властью, с КГБ, с режимом поглотила Новодворскую всю, без остатка.
Из этого можно сделать только один вывод.
Валерия Новодворская, при всем своем яростном антикоммунизме, была типичным стопроцентным большевиком (причем, НЕ плачущим большевиком), готовым репрессировать и убивать людей ради своих идеалов, железной рукой насильственно загонять человечество в светлое будущее, неважно какое, социалистическое, капиталистическое, либеральное, демократическое.
Да, разумеется, она лично, своими руками, не творила насилия. У нее не было возможностей реализовать свои принципы и убеждения. Но что это меняет...
Сама Новодворская никогда бы не согласилась с этим тезисом, но я считаю, что по-настоящему идейные, убежденные большевики достойны уважения и почтения