Несколько лет назад я читал рецензию на одну повесть. Критик выходил из себя по поводу того, что автор написал: "Он высморкался и вытер нос". Это, мол, идет вразрез с тем эстетическим и возвышенным, что должна давать народу литература.
Это только один, притом не самый яркий пример того, какие ослы рождаются под луной.
Люди, которых коробит от сильных выражений, просто трусы, пугающиеся настоящей жизни.
Ярослав Гашек.
В общем, перечитал я Швейка, которого читал в далекой и глубокой юности.
Книга хорошая. Но есть и некоторые НО.
Утомляют публицистические отступления, хотя их немного, да меня теперь и публицистические отступления Льва Николаевича Толстого в "Войне и мире" тоже стали утомлять...
Фекальный юмор лишний раз подчеркивает, что чехи - те же боши, то есть немцы. Взаимопроникновение и ассимиляция нравов народов сделали свое дело. Помнится, еще после первого прочтения Швейка меня поразило обилие "говнопада".
Имеет место однообразие литературных приемов, например, в описании алкогольных интоксикаций, да и дефекаций.
Но местами очень смешно, я несколько раз от всей души хохотал, удивляя попутчиков в электричках - я же книги в дороге читаю.
Швейк - гениальный литературный образ, типа Остапа Бендера, только он не "великий комбинатор", а мелкий жулик. С "народной смекалкой" и мнимым "идиотизмом".
Есть еще несколько потрясающих художественных образов - фельдкурат Отто Кац, поручик Лукаш, капитан Сагнер, они глубже и интереснее, чем образы мудаков. Хотя, конечно, интенданты - ворюги, а офицеры и генералы - всегда и везде поразительные идиоты, за немногими исключениями. Безмозглое военное племя.
Роман типа антивоенный, это понятно. Но жанр придумал не Гашек, это типичный плутовской роман