Поэзия. Олеся Николаева. Меж землёй и небом моя постель

Oct 04, 2024 19:00

Предыдущий поэт


Ольга (Олеся) Александровна Николаева. Замечательный русский поэт (слово "поэтесса" тут неуместно), наша современница.
Олеся Николаева родилась в Москве, в день рождения Пушкина - 6 июня 1955 года, в семье московских литераторов.
Имя- Олеся - имеет литературное происхождение, в ту пору вышло первое за историю советской власти собрание сочинений Александра Ивановича Куприна (1870-1938), один из рассказов которого так и назывался «Олеся».
Поначалу - до школы, Олю воспитывали две бабушки, донские казачки, по материнской линии, которые вела очень аскетический образ жизни.
Когда Оли исполнилось 7-мь лет, папа взял дочку с собой в командировку в Ленинград.
Там, в Эрмитаже и в Исаакиевском Соборе, Оля узнала об Иисусе Христе и среди картин итальянских и испанских живописцев уверовала в него как в пришедшего в плоти Бога.
Олеся Николаева вспоминала:
«Примерно тогда же я поняла, что я - поэт. Хотя стихов не писала, зато сочиняла исторические романы из жизни английских аристократов XVIII века.
Больше всего мне нравилось давать имена героям: Артур, Чарльз, Джулия, Оливия, Арабелла.
Но одна подружка сообщила мне в тайне, что она пишет стихи, и я испытала страшное потрясение от роковой ошибки жизни, потому что ведь это же я, это я. а не она должна была писать их!..»
Отсюда. Прочитайте, кто хочет узнать побольше о поэте.
Ну и вот некоторые ее стихи

"Танцующая Зоя"*

Зоя, Зоя, век девичий - краток,
и мечта - пуста, и жизнь - плоха.
Всуе, Зоя, возле танцплощадок
караулишь жениха!..

Серенад здесь не поют испанцы
и колец не дарят под полой,
разве что разок тебя на танцы
кликнет Колька с фиксой удалой".

"Эх, - сказала, - что мне с вашей голой
правдой - делать, как не бунтовать?
Буду я с Угодником Николой,
с Чудотворцем буду танцевать!"

В новое и белое оделась,
со стены икону сорвала,
закружилась с нею, завертелась,
в танце поплыла.

И, притопнув, возле шифоньера
встала на мысок - крута, лиха:
"Вот кто мне теперь - за кавалера!
Сам Угодник мне - за жениха!"

И - окаменела вдруг. Икона
у лица. И руки, как крючки.
Сам Святитель смотрит непреклонно
в узкие безумные зрачки.

Чёрная слепая роговица
порывает с этим миром связь.
Вот тебе и праздник, танцовщица, -
дождалась, добилась, дозвалась!..

...Только стук за стенкой спозаранок.
А к полудню - снова тишь да гладь...
Волен Бог желанья самозванок
исполнять!

Это реальная история, случившаяся в 1956 году. По ссылкеона подробно рассказана.

«Вот и осень…»

Вот и осень в России сереет,
и ползёт по земле нищета.
- Страшен тот, кто страдать не умеет, -
говорит и целует в уста.

Ах, Россия. Да полно дивиться,
ты сама ведь без веры темна,
ты же - злодейка, ты - детоубийца,
ты - забывшая Бога страна!

Всяк в тебе - упадёт, околеет
да во тьме не отыщет огня…
- Страшен тот, кто страдать не умеет, -
повторяет, целуя меня.

«Сурок»

Безумная, куда я тороплюсь,
чего я жду, что знаю я, чем тешусь?
Тем, что в осеннем ливне - утоплюсь,
Тем, что листом на дереве - повешусь?

Тем, что, как мой зелёный крокодил
Из кукольного детского мультфильма
Бубнить стихи, чтоб ты не уходил,
Я буду и смущённо и бессильно?

Иль буду, чтоб опять тебя не злить
своей тоской, смешные рожи строить,
горланить песни, - нет, не петь, а выть
о том, что мой сурок всегда со мною?

Иль буду задыхаться у руки,
припомнив взгляд твой и прищур твой лисий,
и знать, что прохрустят грузовики
по жертвенным моим опавшим листьям?

И что тогда и как, какой листок
весь ужас пустоты прикрыть сумеем?
И мой сурок со мной, и мой сурок -
он не умрёт - замёрзнет, заболеет…

«Полустанок»

Полустанок мерещится, девушка.
городок захолустный снится…
И сюжет начинает раскручиваться и поезд во тьму несётся,
и кажется - этот, уехавший на кого-то учиться,
к ней никогда не вернётся.

Отчего-то чужая эта история до слёз меня ранит,
и от этого полустанка мне уже никуда не деться.
и ветер переменится, и с поля тянет
холодом, от которого не согреться.

Неужели она, как все, -
шаль на плечи накинет, пойдёт извечным
бабьим-бабкиным, материнским путём -
махнёт рукою
и сойдётся с первым, или вторым,
или третьим встречным,
чтоб на нём отыгралось сердце -
всей обидою, всей тоскою?

Или всё-таки она встанет - дерзновенно, строго
И годами мучительной безответности не смутится,
И, наконец, вымолит, выкупит, выстрадает его у Бога,
И он - поседевший, загнанный, заплаканный -
возвратится!

«Вечером»

Я ведро в колодец столкнула, и оно зазвенело, запело,
загрохотало, заохало, отяжелело и - отражений полное и теней -
стало вверх подниматься, и ржавая цепь скрипела,
и каждый поворот вала был всё круче и всё трудней.

И уже кто-то жеребёнка своего напоил, и чья-то семья чаёвничать села,
и чьи-то дети, умывшись, сидели, и звезда уже начинала на чёрном небе сиять, -
и лишь моё ведро всё раскачивалось, всё поскрипывало, всё скрипело,
и всё туже колодезная закручивалась рукоять!

И моё ведро над чёрной бездной раскачивалось, как весы, качалось,
и всё туже наматывалась цепь на оси…
- Почему ж мне так трудно всё? - я спросила. Мне отозвалось:
- Не на что не жалуйся, ничего не требуй, ни о чём не проси!

В широкополой шляпе с бантом

ты Крыму летнему к лицу,

и музыке, и музыкантам,

волне, и лодке, и гребцу!

Ведь здесь в любом челне отплывшем

жив тайный компас: на Царьград!

А сделать бывшее - небывшим

сам Ангел Крыма был бы рад.

Чтоб храбр, как лев, живуч, как тополь,

Царь Александр Третий впредь

мог, заходя в Константинополь,

тропарь в Святой Софии спеть.

Чтоб византийский уделы

пройдя в длину и в ширину,

поднять Босфор и Дарданеллы

на черноморскую волну!

И чтобы, солнце нахлобучив,

Царьграда ликовал причал,

и чтоб пророчественный Тютчев

под сводами дворцов звучал!

И зверь из бездн на дряхлых лапах

здесь не добился ничего,

и дамы в белоснежных шляпах

не знали счастья своего!

Дрозд распелся…

В тёплой влажности, в беспамятности сладкой

зарождаются фантазмы и туманы,

бродят вирусы, плодятся лихорадки,

фарисеи, прометеи, графоманы.

Заболочен, заморочен ум превратный,

что ни выродит - всё скука, день безбытный:

снедь как будто бы, и сам продукт бесплатный, -

люд и налетает любопытный.

Может, драму ему дать? Метеоритом

засветить да грянуть громом, негодуя,

чтоб, придя в себя, с живейшим аппетитом

благодарно грыз он корочку ржаную?

Воду ржавую горстями из колодца

пил, глотал, хлебал, блаженно раскраснелся

и в дрожащих каплях щурился от солнца…

Да к тому же куст зацвёл и дрозд распелся!

* * *

Если я кого и кликну, это душеньку свою -

белую, несмелую, в жизни неумелую.

Если с кем её сведу я, это с музою моей -

властною, прекрасною да огнеопасною.

Я скажу им: будьте вместе, разлучённых две сестры, -

гаданные-жданные девы чужестранные.

Где одна, как хромоножка, там другая поводырь, -

девы странноликие да разноязыкие.

Где одна не понимает, там другая как своя,

родные ли, сводные, да не земнородные.

Где одна огни погасит, там другая свет зажжёт,

местные - не местные, а как есть - чудесные.

Где одна затянет узел, там другая сеть порвёт.

Званые, избранные, а как есть желанные.

Где одна томится жаждой, там другая воду льёт.

Где одна блажит и тонет, там другая проплывёт.

Сложные ли, простые, обоюдоострые.

Где одна червей копает, там другую ангел ждёт.

Где одна, как свечка тает, там другая ввысь растёт.

Крученые, витые, да многоочитые.

И когда одна во гробе, то другая - во гробу,

и одна - как бы в утробе, а другая - как во льду.

…Ночь идёт, дождями сея поцелуи Елисея,

зимняя, весенняя, аж - до Воскресения!

Заплачка

Невзлюбила свекровь невестку-хохлушку,

ой, невзлюбила!

Бросала ей в суп колдовскую мушку,

заговоренным пойлом поила.

Клала молодке иглу в подушку, змейку в одёжку,

бросала ловчую сетку,

насылала чёрную кошку,

чёрную метку.

Ой, травила свекровь невестку - недотравила,

ой, сама проглотила мушку,

ой, на змейку босой ногой наступила,

укололася, упав на подушку!

Ой, кричит свекровка, кричит невестка, -

надрываются!

И обеим с неба летит повестка:

на небесный суд они вызываются.

- Чем тебе не угодила моя хохлушка? -

на суде спрашивают.

- Так проста ведь, Господи, как полушка, -

отвечает, а ноги её подкашивают.

- А тебе, невестка, свекровка что ж не по нраву?

- Так зажилась, старая, заедает!

А сама ногу леву на ногу праву

закидывает, крендельком сплетает.

Ну, и присуждают им друг друга не хаять

и пока не полюбят друг дружку, жить кучно.

А не то, говорят, - вечность будете маять

неразлучно!

И тогда невестка давай холить свекровку,

а свекровь ублажать детинку:

та этой конфетку даёт «коровку»,

эта той с люрексом газовую косынку.

А внутри-то у них при этом слова, что жабы,

ядовитая плещется там водица.

Но им с неба: э, нет, мол, бабы! Бабы!

Так не годится!

И тогда невестка свекрови - сироп улыбки,

а свекровь невестке - речи из шёлка,

а в глазах - железные ледяные рыбки,

а в сердцах - бессильная ярость волка.

Но опять им: «Вам, непослушным глинам,

объяснять ли грозами да громами?»

Тут взмолились обе: «Господи, помоги нам!

Тошно нам! Ну, не можем сами!»

На колени падают богомолки,

только чуют - батюшки, затихают

в глубине души эти жабы и эти волки,

солнце встало, цветики расцветают…

«Вот теперь-то можно и расставаться! -

говорят им с неба. - Ваши прошли печали!»

А они, - ну, плакать, ну, целоваться,

ну, просить, чтоб теперь-то не разлучали!

Повторяют им строго: «Прощайтесь! Полночь пробило!»

А они обнялись, прильнув друг к другу упрямо.

Ой, и вправду свекровь невестку ту - полюбила!

Ой, и вправду невестка ей: «Мама! Мама!»

Поэтическая викторина
* * *

Когда со стихами на сцену

ты выйдешь, Орфея собрат,

тотчас тебя смылят, как пену,

иронией охолодят.

Тот хмыкает, этот плюётся…

Понятно, ведь публика ждёт

рифмованного анекдотца,

прикола и выверта, вот!

А ты им - трагический пафос,

который всерьёз и навзрыд

оторвам и лярвам, как Патмос,

катарсисом свыше грозит.

А ты им - псалмы часослова:

хрип ворона, крик петуха.

Нет-нет, не потерпит такого

растерзанных душ требуха.

Зато в этом ямбе трудиться,

как в тигеле - верный расчёт:

всё собрано, всё пригодится,

И всё в переплавку пойдёт!

Маленький человек

Он и в райский сад попытался б влезть,

как ногой - в рукав.

Он и птицу-Сирина мог бы съесть,

словно курицу, ощипав.

Для него и слово - что треск, что шум…

Маленький человек

снаряжает в поход свой блудливый ум

на беспутный век.

И никто его не увидит слёз,

Не посадит на поводок.

Вот и брешет он, как ничейный пёс

На предутренний холодок.

…Здесь он сделал крюк, ну а дальше слёг.

Не оставил даже следа.

Этой жалостью не согреться впрок,

не насытиться никогда!

Метель

Меж землёй и небом моя постель,

и на воздух ступает нога.

Потому страна моя любит метель,

что она и сама - пурга.

Изо льда и воды и ветра. Того гляди -

укачает всех на весу,

прижимая жалость свою к груди,

как ребёнка, найденного в лесу.

Потому все линии смещены,

а огни расплывчаты. Близорук

каждый куст, и призраками луны

всякий недруг взят на испуг.

Меж землёй и небом колышется колыбель,

выставляет месяц рога.

Потому страна моя любит метель,

что она и сама - пурга.

Из порывов и перехлёстов - сон,

на лету - любовь, на суку - ночлег,

а когда душа из тела выходит вон,

черноту убеляет снег.

Ничего очевидного - только звук:

то ли эпос, то ли Псалтирь,

и дитя больное берёт из рук,

словно грудь материнскую, - ширь.

Крутит-вертит сияющую канитель,

сшивающую берега.

Потому страна моя любит метель,

что она и сама - пурга.

Из забвенья, трепета, слёз, могил

плетущая письмена.

А не так - то Кто её подхватил

на качающиеся рамена?

Мифология

Себе придумав родословную:

«Дед - князь из рода Дадиани»,

обиду подгоняешь кровную

под бурю чувств в твоём стакане

И якобы, в придачу к титулам -

таков рассказ твой сокровенный -

был дед назло семейным идолам

рукоположен в сан священный.

И, якобы, в дорогу узкую

увлёк с собой он, сгреб в охапку

одну танцовщицу французскую,

княжну - твою родную бабку.

Грузин, а в храме католическом

он обвенчался, но с налёта

ты в трепете своём мистическом

твердишь про «кирху» отчего-то.

…Твой странный блеск между ресницами

профанов мажет по сусалам

несбыточными небылицами

и сном о веке небывалом!

Конечно, в мире столько грязи и

следов мышиного злодейства,

что хочется нырнуть в фантазии,

и в княжества, и в лицедейства.

Судьбу безвольную, безликую

стереть, переиначить главы

и написать многоязыкую

историю любви и славы.

Чтоб жизни - норова сурового -

подать на бедность из кармана:

из эпоса средневекового,

из авантюрного романа.

И древнегреческой трагедии

играя нервом оголённым,

пропасть совсем в чужом наследии

С желанием неутолённым!

Осенний псалом

Осенью говорят деревья, от куста передают кусту:

оставь себе лишь себя, оставь себе простоту,

готовься к бедности, к сирости, к холодам, к Рождественскому посту:

осыпаются листья, отрываются пуговицы, ветер к ночи всё злее.

Всё у тебя отберут - роскошь, молодость, красоту,

а кураж и сама отдай, не жалея.

Нитки висят, лохмотья, прорехи в кроне, дыра

прохудилась в роще, густоволосой ещё вчера,

и не надейся: готовься, уже пора -

к скудости, к безголосым птицам, на руках цыпки.

Только б концы с концами свести! Иней уже с утра.

Да, но и бедность тоже умеет играть на скрипке!

Так говорят деревья, так говорят кусты:

есть и у нас псалмы, есть и у нас персты!

И стоят посреди зимы, как в пустынном зале.

Музыка чуть слышна, и рифмы совсем просты:

вот, мы протягиваем вам руки - смотрите, они пусты,

всё мы отдали вам и ничего не взяли!

* * *

Осенняя Москва, как студия:

с искусственной подсветкой видно,

как тошно ей от словоблудия

и как она себе обрыдла.

И даже там, в небесной вольнице,

фальшивят, что ли, музыканты?

Она томится, беспокоится

и глушит антидепрессанты.

А то с глазами малахольными

в лихие ввяжется затеи,

но с демонами алкогольными

она себе ещё мерзее.

Но лишь угомонится, спящая,

сквозь сон расслышит еле-еле:

«Здесь жизнь совсем ненастоящая

в гальванизированном теле!

Вставай, кусай, как грушу сочную,

располагайся, где попало:

уткнись в ладонь дальневосточную,

в плечо Сибири, в грудь Урала!

Там русский космос о народе, о

любви пасхальной - ночью звёздной,

там старцем Федором юродиво

стал император венценосный!

Иначе всё утратишь! Впущена

в жизнь вечную, войдёшь нелепой,

как эмбрион, в утробе сплющенный

бандажным швом, корсетной скрепой».

Осень

Ловлю унылою порой

осипший голос колоколен.

И даже мысленный герой

простужен и безвольем болен.

Зачем он смотрит в никуда,

покуда сад свои манатки

разбрасывает без стыда,

дрожа в осенней лихорадке?

О чём он думает, о ком,

пока хандрит, пока таится?

И хлюпает под башмаком,

и капает на роговицу.

Но если вычесть то и так,

отнять и разделить, - в итоге

останется такой пустяк -

надсад в простудном эпилоге!

…Ель в насморке, в ознобе клён,

и дуб промокший перекошен.

А он как будто опалён,

и выстужен, и навзничь брошен.

Но если скажет он, - лови

его температурный морок:

не ищет славы и любви

герой, которому за сорок.

Ни благосклонности купцов,

ни в песне - сладостного вкуса,

но связи с духами отцов

и с миром ангельским - союза.

В своём тумане, как в дыму,

он ищет выхода устало.

И горе, если эту тьму

не Бог послал, а ночь настала!

Памяти генерала Алексеева

В тысяча девятьсот восемнадцатом от Рождества Христова году

Генерал Алексеев в температурном бреду

Борется с инфлюэнцией, затыкает ей рот: молчи же!

Давит ей на глазные белки,

Рвёт на ней струны, выдирает с мясом колки:

Ладонь у него в крови, и в печени у него грыжа!

Но жар плавит мозги, скукоживаются в огне,

Свиваются чёрным дымом, сливаются в вышине

Золотокудрый ангел, всадник на чёрном на коне

И Государь император - самодержец Российский,

Польский, Финляндский, Казанский. Впрок

Жара нагнали, кровь стучится в висок,

И генералу на грудь давит крест мальтийский.

И Государь перед ним как вживую - атлант, гигант:

«Ваше превосходительство, генерал-адъютант,

Вы хоть не предадите?» И словно жало:

«Вы ж не из христопродавцев! Не тать, не зверь!»

«Ваше величество, полно, к чему теперь?» -

Так отвечает кто-то голосом генерала.

Генерал Алексеев кончается! Тиф, пневмония, круп.

Он смотрит и смотрит в небо, как пруд, как труп,

Не моргая, руки по швам и убиты нервы.

Только отблеск кровавый из-под открытых век -

Там горят синим пламенем девятнадцатый век,

И двадцатый век и век двадцать первый.

Там горят Предел Богородицы, Царский род,

Юнкера, офицеры, солдаты, крестьянский сход,

Круг казачий, хохляцкий шлях, иерейское сердце,

И дворянские идеалы - и стать, и масть,

И купечества честное слово, и почвы власть,

И монашеский дух христолюбца и страстотерпца.

…Догорай, умирай и воскресни! В знак этой вины

Осаждай снова Плевну, пройди три стены, три войны,

У черты роковой помолись Приснодеве Марии,

Доложи Государю: «Подавлены бунтовщики,

И пожары потушены, и при параде полки

Царской армии генерала от инфантерии!».

Пастернаковское поле

Продали, разделив на доли,

овраг, святой источник скрытный

и пастернаковское поле

под вип-застройку, рай элитный.

Где надышала ночь туманы,

простоволосая, босая,

заборы встали, будки, краны,

рубя пространство и кромсая.

И странно - привкусом измены

стал даже ветер мазать губы:

контейнеры, времянки, стены,

бульдозеры, столбы и трубы.

Лицо пейзажа, как от боли,

скукожило, перекосило,

и ангелов земли и воли

загнал монтажник под стропила.

К утру они своей бедою

с небесной делятся артелью:

прикрой нас дымкою седою,

в снега зарой, смешай с метелью.

И льдом задрай все дыры, норы,

а для победной укоризны

яви завьюженные горы

и первозданные белизны!

И пусть корявый можжевельник

с кустом Синайским ищет сходство.

И пусть почует вип-насельник,

Чьё царство тут и Чьё господство!

Песня

Помню, как остывали

звёзды в реке ли, в чане,

выли, на помощь звали

бабы-односельчане.

Как кричала неясыть

в полночь, когда счастливца

здесь забивали насмерть

два бугая-ревнивца.

Кости ломали, жилы

рвали, аж кровь кипела -

за молодые силы,

за красивое тело.

За лицо - без изъяна,

статный стан без ущерба,

где одна средь бурьяна

лишь молодая верба.

За глаза - без порока,

кожу - белее мела…

И засохла до срока

верба да почернела.

Словно смерть человечью

взяв себе, в день воскресный

молодца - вербной речью,

силой своей древесной,

ветками оплела,

листьями обложила,

на ноги подняла,

соками опоила.

…Бабы о вербе той,

пьяны, хмельны ль, тверёзы,

песни слагают, - пой

с ними, глотая слёзы!..

Тут еще много стихов О. Николаевой
Тут практически все ее стихи и поэмы

Мой поэторий

литературное

Previous post Next post
Up