Дневник. 1986-87 год. Феллини на фоне прелестей Перестройки

Aug 01, 2023 13:00

Предыдущая глава


Кадр из фильма Федерико Феллини "Джинджер и Фред"

Такая вот мешанина, отражающая бурную переломную эпоху в жизни страны. Ту самую эпоху перемен, в которую не дай Бог жить, хотя и очень интересно.
Феллини всегда был и остается моим любимым кинорежиссером.
Про Горбачева я правильно на тот момент писал. Хвалил его за то, за что и сейчас, спустя много лет, хвалю: за то, что он начал хоть что-то делать, менять, реформировать, а не сидел на жопе ровно, и - главное - открыл шлюзы для возвращения ранее запрещенной литературы. И фильмов тоже.
Из этой записи уже видно, что реальная, живая политика занимает меня если еще не больше, то уже не меньше, чем театр, которым мне пришлось заниматься еще целых три года. Эволюция была естественная, логичная и органичная.
И в который раз напоминаю слабодумающим: это было мною написано в 1986 году.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

30 сентября 1986 года

Высокая простота зрелости

Последний фильм Феллини (что-то я все о кино, но в театр давно не ходил) - "Джинджер и Фред". В главных ролях Дж. Мазина и Мастрояни, великолепные актеры, особенно он тонок, с итальянской игрой взглядов, оттенками, нюансами.
Вообще фильм чрезвычайно прост, но это высокая простота зрелости. Двое бывших танцоров, тридцать лет не виделись, вдруг вызваны на телевидение, в некий гала-концерт чудаков, монстров (корова с 18 сосцами), сумасшедших под названием "И вот перед вами".
Феллини показывает этих диких монстров, суету и бедлам телевидения, крутятся, бегают какие-то педерасты, лилипуты, бродяги, мафиози в кандалах, проститутки, психи и т.д., а среди этой разношерстной толпы, среди этой безумной цивилизации - двое партнеров.
Он опустившийся, жалкий, спившийся, полон едкой иронии, ненавидит общество, призывает к бунту, всё презирает, как всякий неудачник, но суеверен, и хотя издевается над телевидением, над своим номером, но верит в некий новый успех.

Блистательно и элементарно

Она держится, в форме, обаятельна, уверена в себе, Мазина большой тонкости не показывает, те же улыбки, ужимки, потупленные взгляды, что и в "Джульетте и духах".
Их танцевальный номер полон комизма, патетики и грусти, сродни клоунам, коих любит Феллини. Актеры, блистательно владея телом, танцуют с трудом, нелепо, странно, он падает, она еле дышит в конце.
После номера они расстаются, так и не найдя необходимого контакта, по разным жизненным дорогам.
Несмотря на суету, пестроту, мелькание, хаос, всё просто, всё элементарно, никаких эффектных кадров, внесюжетных фантазий, полетов, откровений. Всё - на актеров. Феллини стал умирать в актерах! Это особый этап его творчества, я всё понимаю, но после "Амаркорда" ничего равного я не видел, при всех достоинствах этого особенного режиссера.

17 октября

Штампы пансексуализма

Прочел три английских комедии эпохи Реставрации.
Man of Mode Этереджа, традиционно классический вариант этого типа драмы, не увлекает.
"Жена из деревни" Уичерли - циничная пансексуалистская пьеса, злая, желчная, с очень неуважительной оценкой человеческой природы.


И Love for Love Конгрива - местами схема и штамп, а местами диалог взмывает на высокий философский уровень, не теряя легкости, занимательности, остроумия. Есть потрясающая дискуссия о человеке, не слабее гамлетовых споров с Роз. и Гил. (с Розенкранцем и Гильденстерном), и никакой тяжеловесности, нарочитости, всё естественно вытекает из действия, держится на контрасте.
Комедия Конгрива лучшая из всех трех, да и вообще Конгрив = крупнейший драматург той эпохи. Рядом, возможно, Фаркер, но я его давно не перечитывал, забыл.

Наш маленький Хейли

Прочел еще Илью Штемлера, нашего Хейли (причем не хуже американца) - "Поезд".
Публицистический уровень - серьезный, наш потрясающий железнодорожный бардак описан хорошо, ну а с художественностью, конечно, не очень. И конец оборван, неясен, не удовлетворяет.

Анатоль Франс и унылое занятие

И взялся за Анатоля Франса, прочел раннюю вещь - "Иокасту". Терпеть не могу ранние вещи крупных писателей, они скучны и неинтересны, а извлекать, выискивать крупицы будущего мастерства - унылое занятие. В общем, плохая повесть.
Негусто это, мелко как-то, но так уж вышло.

30 октября

Время выкрикнуть правду

Удивительное настало сейчас время, для литературы и искусства вообще - благотворное и прекрасное. В журналах появляются поразительные по правдивости вещи, фильмы снимают наконец с полок, в театрах стараются выкрикнуть правду о сегодняшнем дне, не по-таганковски, а до конца, серьезно, и все, даже подлец Е. Зайцев (первый заместитель министра культуры СССР, которому принадлежит фраза о "картинах братьев Мане/Моне", в которых он разбирался, как свинья в апельсинах), приветствуют то, от чего шарахаются внутри,
Зачем уехал Юрий Любимов?! Какая трагическая ошибка, столько лет бился, выжил и накануне перелома - сдался.
А он сейчас был бы на щите, если бы... Но увы, ирония истории распорядилась иначе (и Тарковский тоже, в последний момент, ну еще бы чуть-чуть потерпеть!).
(вскоре Любимов вернулся, как известно, а Тарковский, увы, не успел)

Идет по "Домам" фильм "Покаяние", нечто немыслимое для советского киноискусства, пока на широкий экран не вышел, говорят, что выйдет - успел бы! Но в Тбилиси уже идет официально, как можно после этого говорить, что ничего не изменилось?!
В "Дружбе народов" новая подборка стихов Высоцкого, тех, что нет в книжке, тут "Банька", "Поэты", черт знает что творится! "Банька" в печати - даже 5 лет назад не помыслил бы об этом! Речь не о том, что в песне ничего крамольного нет, конечно, нет, это не А.И.С. (так я зашифровывал Солженицына, на всякий случай - вдруг дневник найдут, обнаружат?! страх еще оставался), но при нашей вечной перестраховке - какие гигантские шаги!
И далее рассказ Окуджавы "Девушка моей мечты", без лишних слов, без длинных рассуждений, кратко - о том, как к герою рассказа (вроде бы автобиографичного, а может и нет, неважно) вернулась из лагеря мать, и что с ней сталось там (дело происходит в 1947 году). Не пересказать, почти никаких событий, но дико, страшно, больно - во что они, эти подонки, превращали человека!

31 октября

Про джинна и Горбачева

Много споров вокруг М.С.Г. (а это я зашифровывал Горбачева). Я лично целиком за него, он мне симпатичен и интересен. Я не знаю, любит он интеллигенцию или нет, что там у него внутри, неизвестно, заигрывает или просто понимает, что нельзя жать до отупения. Но его гуманитарная политика, культурная политика не может не вызывать одобрения.
Что за этим - стремление к подлинной демократии или вынужденная передышка, не так важно. Джинн выпущен, брожение умов началось.

Еще раз кадр из фильма Великого Феллини


Мои дневники
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Необязательные мемуары

кино, литературное, Горби

Previous post Next post
Up