Леонид Иович Гайдай. 1923 - 1993. Великий русский кинорежиссер. Хотя путь его в искусстве кино был непростым, но он создал столько шедевров... Сколько? - спросит кто-нибудь. По моим подсчетам, четыре, если брать по высшему счету - Операция Ы и др. Кавказская пленница. Бриллиантовая рука. Иван Васильевич. Эти 4 фильма можно смотреть бесконечно, с любого места, и не станет скучно. Я так и делаю, много раз делал, буду делать впредь, пока жив.
И не рассказывайте мне, что гэги там "примитивные", "вторичные" и прочую чушь. Неважно. Там каждая реплика, каждый поворот камеры овеяны гением уникальности. Никто никогда не сумеет не то что повторить, но создать нечто сопоставимое. Это Золотой фонд, и можно сколько угодно пытаться в нём ковыряться, изучать под микроскопом, нет в этих занятиях ни малейшего смысла. Только смотреть и вновь и вновь наслаждаться. Кому недоступны такие радости, тех могу только пожалеть.
Но Гайдай снял и другие фильмы. Те, что были до "Операции Ы", можно считать ступенями, подступами к шедеврам. Вдобавок "Жених с того света" пал жертвой идиотской, непоследовательной, тупой советской цензуры. Пишут, что якобы под нее могли попасть и вышеперечисленные шедевры, но спас чуть ли не лично Брежнев. Не знаю, думаю, что это похоже на мифологию. Если взять все фильмы, которые будто бы посмотрел Брежнев и изволил смеяться, то непонятно, когда он успевал другими делами заниматься.
Ну а что касается поздней фильмографии Гайдая, то тут всё обстоит весьма грустно. Ну нет, не всё. Есть просто хорошие фильмы, хотя все-таки не шедевры, на мой взгляд: "Не может быть" по Зощенко, "Двенадцать стульев", где всё замечательно, но нет Остапа Бендера, увы. "Инкогнито из Петербурга" по "Ревизору", где нет Хлестакова, ибо г-н Мигицко не тянет. Гайдай хотел Олега Даля, но тот начал выйобываться и заранее погубил фильм.
Но это, повторю, все равно хорошие кинокартины.
А вот другие, к сожалению...
Да, на рубеже эпох, одновременно с развалом Союза, геополитической трагедией, сломались едва ли не все советские художники разом, скопом, и кинорежиссеры тоже. Но у Гайдая этот слом произошел раньше. И если "За спичками" и "Спортлото-82" еще хотя бы можно смотреть и режиссеру Тютькину-Пупкину даже такие пустяки сделали бы честь, то оставшиеся три фильма смотреть невозможно. Я честно пробовал.
Что произошло с гением кинокомедии? Не ведаю. Исчерпал резервы, наверное. Возможно, дурно повлияли вредные привычки, хорошо известные соседям Гайдая, жителям района Аэропорт. Не берусь судить. Возблагодарим Мастера за то, что он успел сделать. Светлая память. Царствие ему Небесное.