Кинематограф и инфантилизация зрелой части общества.

Jun 07, 2023 22:58


             Особенности киноиндустрии, создающей фильмы на которые не дается возрастного ограничения, постепенно сделали прокатный кинематограф  детским. Чтобы захватить аудиторию детей и подростков, а так же привлечь на сеансы семейную категорию зрителей, производители должны соответсвовать критериям фильмов для юных зрителей. С точки зрения бизнеса не выгодно снимать фильмы, за которые весомая часть киноаудитории не сможет заплатить, приобретая билет. Для понимания структуры зрительской аудитории приведу доступную статистику, составленную Фондом кино совместно с агентством «Wanta Group» и компании «Аналитические системы» (отчет периода 25.05.2023-28.05.2023г, площадками для опроса выступили сети кинотеатров «Формула кино/Синема парк», КАРО, Монитор).

Согласно этому отчету актуальная сегментация аудитории кинотеатров Российской Федерации выглядит следующим образом, по убыванию :

  1. Возраст от 12 до 17 лет - 42%;
  2. Возраст от 18 до 24 лет -  31%;
  3. Возраст от 25 до 34 лет - 13%;
  4. Возраст от 35 до 44 лет - 8%;
  5. Возраст от 45+ - 6%.


Крупнейшие группы зрителей, согласно этой аналитике, составляют компании друзей (55%) и пары (22%). Глядя на эти цифры несложно понять фокус-группу аудитории, на которую ориентируются студии и кинопрокатчики, это доминирующая по количеству категория несовершеннолетних 12-17 лет. Фильмы не попадающие в эту категорию создавать не выгодно, потому совершеннолетние и взрослые люди (68% аудитории кинотеатров) регулярно смотрят по сути детские фильмы. И глупеют.

Известен и хорошо освещен такой феномен, как литературо-центричность культуры. Образы героев, стиль их речи и поведения, поведенческие модели и литературные сюжеты многие годы формировали социо-культурный фундамент. С появлением и развитием кинематографа (а потом ТВ и более современных медиа) значение литературы на формирование моделей поведения уменьшалось, но часто продолжало свое действие, отражаясь уже не на бумажных страницах, но и на экране. Многие из нас помнят вечерние сеансы в советских кинотеатрах, где показывали кино, ориенетированное сугубо на взрослую аудиторию, при этом утренние кинопоказы часто (особенно в дни школьных каникул)  выделялись для юной аудитории. Другими словами, еще относительно недавно мы видели сегментацию кинематографа с учетом возраста и актуальности тем кинофильмов: люди постарше могли погрузится в скандинавский нуар Ингмара Бергмана, а дети смотрели соответствующий  их интересам  и возрасту контент. Не хочу чтобы за эту мысль меня причислили к ретроградам, но если не брать в расчет некоторые негативные аспекты советского кинопроката (особенно политическую цензуру), то в целом политика сегментации кино для детской и взрослой аудитории была более чем разумна.

Сейчас другие времена, изменились принципы и ценности кинопроката как бизнеса. С точки зрения возрастных категорий кинопоказ практически полностью состоит из универсального, для детей, подростков и взрослых, контента. Причем с большей приоритезацией на категорию 12-17 лет, составляяющую 42% аудитории российских кинотеатров (согласно приведенному выше исследованию за конец мая 2023г.). И на фоне все уменьшающейся популярности чтения (не обязательно на бумажном носителе, его тип не имеет значения) и доминирующем для формирования поведенческих сценариев значении кинематографа, мы получили в результате эффект инфантилизации через наиболее массовую и значимую сейчас форму искусства.

В наши дни среди компаний людей с сединой в волосах можно  услышать увлесенные беседы о «Вселенных Марвелл» и других героев комиксов, у многих весьма зрелых людей на рабочих местах, в квартирах (или в фоне их видеоблога) расставлен «иконостас» супергероев и персонажей мультфильмов. Вроде невинное развлечение (пускай себе стоят), но это лишь видимая, заметная часть влияния детского контента на интересы и вкусы взрослых людей. Подобно известному принципу, «скорость эскадры кораблей определяется самым медленным тральщиком в ее составе», требование соответствия контента детской аудитории не позволяет снимать ленты сложного и адекватного взрослым зрителям содержания.

Как еще в 1895 году французский драматург Жорж Польти сформулировал в своей книге «les 36 situations dramatiques», все драматические сюжеты скомпонованы из 36 сюжетных коллизий. Но в текущей действитльности кино-колизии прокатных фильмов ограничены эпосом супергероев в трико, приключениями угонщиков/перевозщиков краденого/грабителей банков (причем вся эта сомнительная публика - главные положительные герои), либо «остроумными» комедиями, и нередко в безумном сочетании всего этого. С точки зрения социальной психологии наблюдается влияние временного социума, сформированного сидящими рядом зрителями в кинотеатре: возникает эффект ощущения, что эти сюжеты, герои и их поведение - социально одобряемая обществом форма поведения. Эволюционно сформированный дух синхронизации личной системы ценности под принятые в окружающем социуме поведенческие модели и системы, делает коллективный просмотр этого примитива допустимым и одобряемым.  Причем даже если это происходит вопреки личному, субъективному восприятию,  возникает сложный и эффективный социально-психологический эффект принятия увиденного и услышанного как допустимого, нормального и достаточного. Личное «я» адаптируется и модифицируется для соответствия окружающему социуму (временному ситуативно-объединенному обществу зрителей) для успешной интеграции в него. Подчеркну, это эффект в равной степени работает и на детей, и на взрослых зрителей и действует вопреки рациональному мышлению, ведь homo sapiens социально-ориентированный вид с точки зрения эволюционной биологии.

И если в какой-то мере действие этого эффекта допустимо для юных зрителей (кроме явной популяризации криминального поведения и социальной девиации), то внушение упрощенной сюжетной логики и примитивных поведенческих моделей для взрослого зрителя становится деструктивным, регрессным фактором. Зал дружно смеется над примитивной шуткой (вспомним структуру аудитории кинозала, описанную выше) - каждый зритель принимает эту шутку как хорошую и верифицированную социумом. Преступник (угонщик/грабитель банка/персонаж в трико, etc.) эффектно бьет или стреляет в человека, подкрепив эпичной хлесткой фразой - зал одобрительно гудит и порой аплодирует, а внутренние психологические механизмы зрителей фиксируют этот момент как одобренный социумом.

Современные взрослые люди получают одобрение примитивным поведенческим моделям и при обсуждении просмотренного с друзьями и коллегами, и при получении рекомендаций к просмотру. Сложных по драматургии и адекватных возрасту по глубине мысли лент практически нет (иначе фильм лишится весомой части зрителя, а студии - прибыли), то есть среди обсуждения и рекомендаций к просмотру в кинотеатре будут все те же детские и подростковые фильмы, составляющие подавляющее большинство кинопроката. И вот совокупностью этих факторов (а так же естественным желанием думающей аудитории смотреть качественные сложные сюжеты по тематикам, соответствующим возрасту и уровню образования) объясняется особый интерес к работам студий, делающие более нишевые фильмы в формате сериалов. И так сериалы, раньше лишь облегчающие своим нехитрым сюжетом и гротескной актерской игрой невыспавшихся молодых мам и усталых домохозяек (вынужденно пребывающих в состоянии «дня сурка»), в последние годы стали форматом, все более востребованным для требовательных интеллектуалов и людей, которых сложно назвать инфантильными. Студии Netflix, HBO, Showtime и другие по сути возрождают отрасль (пускай в форматах платной подписки), развивая и продвигая качественные востребованные фильмы.

Но все таки для многих нас поход в кино это все еще популярный и весьма востребованный формат проведения досуга с семьей, друзьями и коллегами. По сложившийся традиции приглашение в кино все еще остается милой и трогательной формой признания в любви (сухая статистика говорит, что это пары это 22% аудитории). Действительно, первое и нежное прикосновение к руке любимой девушки часто происходит именно в полумраке кинотеатра, и с этого скромного признания часто начинается красивая и романтичная история любви... И было бы здорово, если эта пара взрослея смогла бы возвращаться вместе в кино и смотреть фильмы соответствующие их интеллекту, образованности и культуре.

Взрослый мир инфантилизируется стремительно. Мы все реже цитируем литературу, и все чаще оперируем цитатами из кино, с серьезностью розовощекого малыша примеряя на себя образы-пустышки с большого экрана. Нормализовывается упрощенное детское мышление, восприятие и юмор, стирается граница мира вымышленного и реального. Причинно-следственные связи и критическое мышление вытеснены нигилизмом к науке и вере в теории заговора, и немалую роль в этом сыграли примитивное киноискусство и внушаемые им ошибочные когнитивные и поведенческие модели. Возникает искушение добавить к этой картине сегодняшнего дня и все более увеличивающуюся, взрослеющую категорию любителей компьютерных, консольных и виртуальных игр, но как ни странно, я бы воздержался такого обобщения. Технологическое развитие идет в том числе благодаря играм, постепенно усложняя и обогащая их все большим смысловым содержанием и необходимостью к сложному (и не только пространственному) мышлению и анализу. Грань между игроком и разработчиком заметно стирается, пространство и персонажи игр все больше становится формой личного творчества. Да, безусловно есть проблема легализации насилия в ряде игр, но при этом у седеющего отца семейства 40+, поглощенного World of Tanks, шанс встретиться с болезнью Альцгеймера ощутимо меньше, чем у его сверстника, погруженного в кино-вселенную Марвелл...

кинематограф, общество, инфантилизация, искусство, психология

Previous post Next post
Up