Если быть кратким - никакой научной основы и подтверждения факта существования и применимости этой популярной концепции не существует. Исследований и опытов, подтверждающих возможность считать эту концепцию применимой, не существует.
В далеком 1968 году Стивен Карпман, опираясь на историю о Красной Шапочке и применяя метод мозгового штурма (как он сам писал, в работе над Drama triangle, "No ideas here were judged and eliminated", никакие идеи при не были отвергнуты) создал удивительным образом живучую теорию.
Прошло уже более 50 лет, а концепция «Преследователь, Жертва и Спасатель» воспринимается как аксиома, не требующая доказательсва. Драматический треугольник (именно так он более известен в мире) активно применяется психологами и коучами, и как принято говорить, у всех на устах.
Сложно подсчитать, скольким людям поставили в упрек их заботливость и небезразличие к проблемам и нуждам другого человека, называя их «спасателями» из этого треугольника. Особая популярность ТК как метода поведенческой оценки наблюдается в сфере межличностных и семейных отношений, но не миновала чаша сия и сферы профессионального взаимодействия, корпоративные отношения и коммуникации.
При том, что научного и доказательного фундамента теории ТК не существует, он как и любая другая простая метафора создает иллюзию понимания вопроса. Метафора как рабочий инструмент - особая черта популярной психологии, и с начала ХХ века с легкой руки известного австрийского любителя кокаина устойчиво основное место в практической психологии. Зачем копаться в смыслах и искать причинно-следственные связи и выявлять ошибки в мышлении, когда под боком всегда есть «вытесненные воспоминания», «эдипов комплекс», «фиксация на анальной стадии развития» и другие широко известные понятия практической психологии, которые не имеют никакого научного и опытного доказательства.
Идея треугольника Карпмана не более чем манипуляция понятиями, причем критерии ролей не определимы. Вопреки теории Карпмана роль спасателя и сама идея спасения лежит не только в христианском догмате, но и во всей философии существования современного общества. В не замисимости от религиозных взглядов или их отсутствия, сам принцип спасения, милосердия и поддержки людей лежит в фундаменте общества и на них основывается и юридическая, и нравственная база современности.
Очередной раз мы убеждаемся, что популярная психология находится в параллельной, абсурдной реальности относительно философии, науки, а порой и нравственности. Вспоминаются слова Льва Выготского, который поставил психологии в ее текущем состоянии жесткий приговор: психология не имеет своего языка и не является единой системой, а понятия, которыми она спекулирует, взяты из других наук с искажением их смысла либо родом из обиходного языка, смутного и многосмывсленного.
Проблема практической психологии, живущей отдельно от биологии, физиологии и методологии доказательства, возможно, достигла своего максимума. Довольно сложно аппонировать расхожему среди образованных людей мнению, что психология не наука, так как ее фундамент - метафоры, догадки и античные мифа. Действительно, общество и цивилизация наждается в новой обновленной психологии, которая соединится и с естественными науками, и с современной методологией исследований и доказательсвта, и с философией.
Пока что психология преимущественно живет по эзотерики, да и эзотерическое видение мира в среде любителей популярной психологии наблюдается все чаще и чаще. Но если такого кризиса достигла эта дисциплина, то значит и качественный эволюционный скачек в этом направлении уже не за горами.
Впереди нас ждет прогресс общей психологии как науки, а сейчас вносим упоминание треугольника Карпмана в список маркеров непрофессионализма и мракобесия, в одном ряду с психоанализом, гештальт-терапией и гаданием на картах Таро.