Как на самом деле празднуют католическое Рождество?

Jul 31, 2017 09:41

Я давно задавался этим вопросом, и мечтал приехать в одну из европейских стран 24 декабря, в Сочельник, уже очень давно. В конце 2016-го моим планам суждено было сбыться. Мы с Иванкой отправились на автомобиле в Вильнюс - ближайшую к Москве столицу европейского государства. Впечатления от "настоящего Рождества" получились неоднозначные. Почему так? Усаживайтесь поудобнее, сейчас подробно все расскажу и покажу :)

Днем 25 декабря 2016 г. рядом с центральной площадью Вильнюса.

Дело в том, что мы не учли главного! Оказались не готовы к тому, что вообще достаточно очевидно. Рождество для европейцев - домашний праздник. Практически каждый еще с утра отправляется домой к себе, родителям или родственникам, где все вместе готовят торжественный ужин. Верующие в районе шести-семи спешат в храмы и соборы, чтобы принять участие в коллективной молитве.

Вечером в Сочельник даже такой крупный город как Вильнюс целиком вымирает. Закрываются кафе и рестораны, музеи, театры, торговые центры - складывается ощущение, что в твое отсутствие произошел апокалипсис, все люди непонятно-куда исчезли, и ты, в компании друзей, с которыми приехал, опустошенный, ходишь по пустым улицам и с недоумением смотришь по сторонам. Хорошо хоть остаются пограничники на КПП при въезде в страну, функционирует аэропорт, а на ресепшн в отеле остаются служащие. Хотя, конечно, абсолютно все рестораны, бары и room service при четырехзвездочной гостинице оказываются закрытыми. Найти где поесть оказывается сложным, почти нерешаемым квестом!

Хотя, если отбросить насущное, волшебный Вильнюс становится еще более особенным и магическим вечером в Сочельник: совершенно пустынный и предоставленный только тебе. И вообще, несмотря на то, что руки дошли напечатать этот рассказ только сейчас, поездка выдалась очень запоминающейся, счастливой, яркой - такой, какую с удовольствием хотелось бы повторить еще и еще раз.

Из Москвы в Вильнюс на своей машине
Без учета границ, ехать из Москвы в Вильнюс недолго - всего девять с половиной часов. Дорога - хорошая. В России - это стабильно четырехполосная магистраль с нечасто встречающимися населенными пунктами. Покрытие среднего качества, много грязи. После пересечения белорусской границы начинается настоящий автобан с ограничением скорости 120 км/ч - там все находится в идеальном состоянии. После Минска начинаются какие-то глухие места: дороги идеальные, но на них ни встречных, ни попутно едущих машин. Ближайшая заправка - уже перед самой границей с Литвой. А после границы до Вильнюса рукой подать - мне кажется, километров 30 ехать, не больше.

24 декабря в Вильнюс нам следовало попасть пораньше. В шестом часу в местный аэропорт прилетал борт из Киева - на нем должны были пожаловать наши друзья, с которыми мы планировали устроить небольшое путешествие по Прибалтике. Чтобы не опоздать, из Москвы мы выехали накануне, после работы. Ближе к полуночи добрались до Смоленска, и заночевали там, в отеле "Новый". Про гостиницу мне сложно сказать что-либо внятное: для ночевки на пути в Европу, конечно, подойдет. Сервис неплохой, персонал вежливый и приятный, завтрак был простой, но вкусный. Вот выглядит только все то ли по-советски, то ли вот в этом современном российском стиле безвкусицы. Нельзя сказать, что это как-то совсем ужасно. Если бы мне предстояла ночевка в Смоленске, я бы остановился там вновь. Что-то подобное встречается и в Европе. Например, в моем первом заграничном путешествии ( это было в 2010 году, я отправился тогда в Прагу) отель, где я остановился, выглядел крайне похоже.

1. Отель "Новый" в Смоленске, где мы остановились переночевать по пути из Москвы в Вильнюс.

2. Интерьер холла на первом этаже.

3. Отель расположен в какой-то страшной промзоне, но зато близко к трассе на Беларусь.

4. Холл у лестницы на нашем этаже.

5. В общем, для отеля в маленьком российском городке вроде как терпимо.

6. Видео из отеля.

7. Шведский стол во время завтрака.

Из Смоленска быстро мы уехать не смогли - во-первых, закончили завтракать лишь ближе к девяти, а затем еще пару часов провели в центре городе, там есть что посмотреть.

8. Например, исторический центр.

9. Или вдохновляющая кофейня "Æblehaven".

Продолжили путь лишь ближе к полудню, но оставшегося времени нам с лихвой хватило, чтобы добраться до Вильнюса к 17:00 по местному времени (18:00 по московскому). В итоге мы еще тупили минут сорок в аэропорту, ожидая прибытия самолета из Киева.

Не знаю, как обычно, но 24 декабря на границе Литвы и Беларуси машин практически не было. Пограничники работали очень медленно (мне кажется, это был своего рода протест против отсутствия возможности провести Сочельник с семьей) - тем не менее, минут за 30-40 обе границы были пройдены. На белорусской стороне - совок, ни улыбки, ни "спасибо" - очень нехорошее отношение к путешественникам. Сейчас даже на российской границе далеко не каждый раз с подобным встречаешься. Литовцы - приятнее, тактичны и деликатны, поздравляют с праздником. В обоих случаях все проходит быстро, контроль больше напоминает формальность. Если бы не риск опоздать ко встрече с друзьями в аэропорту, в Литву спокойно можно выезжать с утра из Москвы - доедете к вечеру без проблем, дорога крайне легкая.

Единственное, на что следует обратить внимание - бензин. Перед границей с Беларусью в России стоит по максимуму заправиться, затем еще долить в бак перед Литвой. В Беларуси бензин стоит примерно на 30-50% дороже, в Прибалтике цены выше уже в два раза.

Аэропорт Вильнюса
С границы мы сразу направились в аэропорт Вильнюса. Он очень необычный. Я путешествовал много, но здесь было чем меня удивить.

Со стороны аэропорт выглядит как железнодорожный вокзал! И своей архитектурой, и тем фактом, что расположен прямо в городе (хоть и не в центре, но в пешей доступности здесь жилые дома, а еще единственная в Прибалтике ИКЕА). А еще к нему можно вплотную подъехать и припарковаться около самого входа - вполне легально! Удовольствие это платное, конечно, но стоимость фантастически низкая - менее двух евро за час, при этом первые 15 минут - бесплатно. Парковка здесь весьма технологичная, нет никаких талончиков на въезде. Когда вы подъезжаете к шлагбауму, номер автомобиля считывает камера (и европейские, и российские номера понимает без проблем), проезд открывается, и вы можете спокойно проезжать и занимать удобное место. Перед выездом, нужно будет подойти к терминалу оплаты, и ввести госномер своей машины - система сама скажет, сколько оплатить, а камера на выезде распознает ваш знак, проверит оплату, и затем откроет шлагбаум. Инновации!

10. В каком еще аэропорту мира можно настолько же дешево припарковаться вплотную к главному входу в терминал? :)

Месяц спустя мы отправимся отсюда в Соединенные Штаты через Осло: билеты из Вильнюса в Лос-Анджелес обойдутся нам в смешные 9,350 рублей за одного человека в один конец! Так же доедем из Москвы на собственном авто, и оставим его на парковке тут же, но чуть поодаль всего за 40 евро на две недели!

Аэропорт Вильнюса - крупный хаб для дешевых авиакомпаний со всей Европы. Из Вильнюса в Осло в следующий раз мы долетели всего за 850 рублей с человека - конечная цена без всяких доплат.

11. Интерьеры аэропорта.

12. Главное здание аэровокзала было построено в сталинские времена, после Войны, в соответствующем духу времени стиле. Литовцы бережно хранят свой запоминающийся аэропорт. Позднее пристроили еще одно здание чуть дальше - терминал вылетов. Но при этом старый красавец по-прежнему ощущается основным, центральным сооружением. Чтобы попасть в терминал вылетов - нужно пройти через старый, сталинский аэровокзал. В Риге, к сожалению, такой же красавец (если еще не краше) брошен разрушаться.

13. Можно по-разному относиться к сталинским временам и к Советскому Союзу, в целом, но культурное и архитектурное наследие следует беречь.

14. Вильнюсский аэропорт стал для меня пока самым необычным аэропортом из тех, которые я когда-либо посещал.

15. За старым терминалом находится новый. Пройдя насквозь постройку сталинских времен, оказываешься у главного входа в типовое стеклянное здание зала вылетов.

16. Все аккуратно, чисто и красиво. Обычный такой, стандартный европейский аэропорт. С одной стороны красуется гигантский банер с рекламой МАУ - Международных Авиалиний Украины.

17. С другой, будто бы соревнуясь, повесил не менее здоровую растяжку "Аэрофлот".

Но мы-то с вами понимаем, что вся эта реклама не для нас - большинство людей воспользуется услугами Ryanair, Wizzair и прочих лоукостеров - в этом главное достоинство аэропорта Вильнюса ;)

Алена с Максом прилетают вовремя (они добирались из Киева как раз на WizzAir за какие-то совсем смешные деньги!) - радуемся встрече, и первым делом отправляемся в отель, где и начинаем познавать прелести католического Сочельника.

Отель
Единственная девушка, которая работала на ресепшн огромного отеля в пару десятков этажей, сразу сказала, что для нас будет большой проблемой найти где-нибудь перекусить в Святвечер, а все рестораны в гостинице закрыты. Девушка, кстати, достаточно неплохо говорила по-русски: в сфере обслуживания в Литве практически никогда не сталкиваешься с непониманием русского языка. Ситуация с русским очень близкая к тому, что мы наблюдаем в Латвии, но при этом бесконечно далека от Эстонии, где все чаще ответить на русском тебе не могут по той простой причине, что этим языком просто не владеют.

18. Наш номер.

Мы остановились в четырехзвездочном Radisson Blu Lietuva. Гостиница - очень хорошая, обслуживание - на высоте, собственно, как и во всей международной сети отелей Radisson и Park Inn. Отель расположен в старой советской высотке, которая была реновирована до неузнаваемости - глядя со стороны, ни за что не скажешь, что еще десять лет назад это было что-то давящее и неказистое. Вокруг разросся совсем небольшой, но красивый вильнюсский Сити.

Едва бросив вещи в номер, мы отправились гулять. И тут нас вновь ждало знакомство с особенностями Рождественского Сочельника в Европе: на улице было ни души, мы гуляли совершенно одни, а город был буквально оставлен своими жителями.

Католический Сочельник и вымершие вильнюсские улочки
15. Вид с пустынной набережной на пустынный вильнюсский Сити в канун католического Рождества.

После дороги мы были чертовски голодны, но найти хотя бы работающий Макдоналдс оказалось задачей не из простых. Конечно, в таком состоянии снимать хотелось не особенно :) Спустя минут пятьдесят плутания по узким улочкам исторического центра, мы наткнулись на единственное работающее кафе. Все места были заняты, кто-то стоял за барной стойкой и в проходах. Большинство обитателей - конечно же, туристы из России и Украины, которые 24 декабря Сочельник не празднуют :) Официанты зашивались, заказы приносили долго и не всем, но сам факт того, что тут можно будет покушать... Материальное опять взяло верх над духовным :)

Нам повезло: при отсутствии мест, ребята (как оказалось, из Москвы), сидящие за столиком, рядом с которым мы стояли, сказали нам тихо, что скоро уйдут, так что мы достаточно быстро сели на их места, и все-таки покушали. Не знаю, на самом ли деле так, или это все с голода, но мне показалось, это был один из наиболее вкусных ужинов во всей моей жизни! А когда нам принесли вино, мы наконец почувствовали себя в той самой душевной Европе в вечер самого главного ее праздника.

19. Пустынные улочки Вильнюса в Сочельник.

20. Видео о сабже.

21. Где пожрать?)))

Усталые, но довольные, мы еще немного прошлись после ужина, и отправились домой на Uber, который здесь стоит очень-очень дешево. Как и все, в принципе: Литва отличается особенно низкими ценами, но при этом неплохим качеством услуг, сервиса и кухни.

По пути домой, уже ближе к одиннадцати вечера, видели, как после окончания служб, из церквей повалил народ - толпы людей! Вот где они все прятались :) Литовцы поспешили по домам к праздничному ужину, а мы - спать, чтобы сполна насладиться следующим днем - католическим Рождеством. Которое, в отличие от Сочельника, порадовало движухой, чувством волшебства и картинами из любимых книг детства.

Послезавтра, в среду, продолжу рассказ.

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу. Хотите помочь стать этому блогу более популярным? Не забывайте рекомендовать его и добавляйтесь в друзья, чтобы не пропустить следующие обновления!